Больше рецензий

SunDiez

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2013 г. 20:23

964

2

Серьезно, исходя из текста за эти мучения кто-то должен был поплатиться: будь то Даубманнус, или Атех, или, например, я. В данном случае я. Очень печально, что мне вручили эту книгу со словами: "Если тебе нравится "Сто лет одиночества", то и "Словарь" понравится. Нет, все оказалось совсем наоборот.

Я читал эту короткую книжку невероятно долго. Сначала, первые страниц сто я был в шоке. Все так круто, в голове вызывало тонну диких ассоциаций: из ее глаз потекли слезы, по ним стали ползти муравьи... Ну круто же? Я боялся пропустить малюсенькую строчку, ведь там могло быть что-то важное. Но после ста страниц я стал замечать нарастающее раздражение. Потому что в водовороте всех этих недометафор я понял, что не понимаю смысла. Например фраза про то, что какая-то очередная "она" брала в рот имена как монетки. Какие монетки? Что я должен был тут осознать? Наверняка, какой-то обычай брать в рот монетки. Но в тексте ни одна сноска об этом не говорит. Упущение или постмодернизм? Я считаю, что упущение.

Моя девушка-редактор сказала, что у них на парах разбирали подобные тексты и с точки зрения редактуры такого рода романы неудачны. Почему? Потому что у всего должна быть причинно-следственная связь, даже у абсурдистских текстов. А у Павича мы видим совсем обратное. Нет, ну вы только прочитайте предложение:

Если отправиться отсюда до Босфора, от улицы к улице, можно дату за датой набрать целый год со всеми его временами, потому что у каждого своя осень и своя весна, и все времена человеческой жизни, потому что в любой день никто не стар и не молод и всю жизнь можно представить себе как пламя свечи, так что между рождением и смертью даже одного вздоха не остается, чтобы ее угасить.


Вы вообще понимаете, что из таких предложений состоит ВСЯ ЭТА КНИГА? Но уберем эмоции, вернемся же к фактам. Мы имеем невероятно интересную схему: источники о хазарах с разными мнениями. Христианские, еврейские и исламские. В каждом источнике есть определенные персонажи, которые повторяются, но с разными историями. Например в одном принцесса хазар Атех убедила мужа принять исламскую веру во время хазарской полемики (центральное событие книги), а в еврейском источнике она же показала мужу кагану преимущества иудейского верования. Какие-то герои появляются без противоречий в их истории. В общем, когда читаешь временами вовлекаешься в повествование. Почему же все так печально? Потому что из-за паутины, что наплел автор только уж очень пытливый читатель сможет уловить суть. Все рецензенты с пятерками пишут: круто, но ничего не понятно. Так какое может быть вообще удовольствие от прочтения в этом случае?

Когда ты добираешься до какого-нибудь убийства доктора Сука ты просто пропускаешь это мимо себя, НЕ ВСПОМНИВ, что этот доктор уже был упомянут в книге страниц сто назад, причем в очень подробной форме. И тут вы, вероятно, можете упрекнуть меня в том, что я просто невнимателен. Отнюдь, в этой книге мне приходилось максимально напрягаться, чтобы не потерять эту тонкую тонкую ниточку, связующую некоторые моменты. Но в то время, как я все силы собирал на установление внимания, текст мчался мимо меня на диких скоростях.

Не забыть бы сказать о всяких клубничках текста. Под этим словом я имею ввиду моменты вроде: "она так сильно его любила, что заставляла мочиться в себя" или "и его член становился таким длинным, что он подпирал его локтем". То есть ты такой сидишь и читаешь заумные фразы и слова, фундаментальные изречения на тему смерти и сна, что они там брат и сестра, но не видят друг друга, а потом ВНЕЗАПНО фонтан в форме члена. Главное, если бы такое упоминалось чаще, то это можно было бы назвать авторским приемом, но тут это как-то не в тему, несколько раз. Бесполезно.

Если у Маркеса магический реализм, то у Павича какой-то немагический экзистенциализм. Текст наполнен внутренними мирами. Абсолютно всех: автора, персонажей, кого-нибудь еще третьего, вещей. Это даже не Эко, который "ищет" своего читателя, небыдло, которое сможет осилить его труды. Нашему писателю на аудиторию было абсолютно наплевать. Она нашлась, на удивление, хотя таких трудов в литературе можно найти великое множество, и лучше, и хуже. Но я скажу однозначно "нет". Чтобы вся история в голове как-то легла, нужно прочитать не 350 страниц (которые содержит роман), и не 400, и не 700, а больше тысячи, то есть необходимо постоянно возвращаться и блуждать, блуждать, блуждать в этих зарослях. Тогда есть вариант оценить. Увольте, не стану. Книга, несомненно, стопроцентно, имеет какую-то ценность, ведь не зря ей восхищаются сотни критиков.

Или зря?

Комментарии


к хазарам книга тоже не имеет отношения никакого, ведь отношения неуловимы как утренний ветер, кидающий мне в лицо свитки, куда каждый из нас вписал свое "да" или "нет", а и "да" и "нет" суть есть одно, и нет различий между двумя ликами жестокого бога, карающего нас со своего дрейфующего трона


...на котором прорастают лианы прямо вглубь ее кос, и она не замечая сама становится древом познания, которое осознается лишь в снах, которые продолжают свои путешествия в душах людей и ос, летящих через всю земную кору.


Я бы поставила все-таки выше оценочку книге)) Но Вы так здорово аргументированно изложили, просто понравилась рецензия))


Спасибо) резковато, конечно, но нельзя же так издеваться))


Возможно Вы и правы.... Любая "нашумевшая" книга должна оставить в памяти какой-то след. Читал давно, еще в журнальном варианте, на волне производимого ею фурора и своего интереса к тогда "еще закрытой" истории хазар, - а вот сейчас ничего не помню..., "...принцесса...", и все.
И еще, да зачем Вы так "усложняете" Умберто Эко, якобы у него свой "элитарный" читатель, Эко универсальный автор, у него для любой аудитории есть свой пласт увлекательного чтения.


Насчет Эко, я не усложняю. Он сам эти слова написал в заметках на полях Имени розы.


Это было порядка 30 лет назад.


да к тому же "Маятник Фуко" на мой взгляд вообще плевок в душу, рецензия Фермалиона как ничто об этом повествует)


В чью душу, да и где он этот Фермалион, с прожектором не видать...?!
И наконец, "Фуко" только второй роман, хотя первый "Роза" - шедевр...


http://www.livelib.ru/review/85415#comments

"Роза" очень крута, но она не считается, т.к. дальше он следовал уже другому приему.
В душу человеку, который не получил 4 высших образования по гуманитарным наукам)


А как могут соотносится "гуманитарные корочки" с душой?!
Нельзя воспринимать романы Эко, как этакие заумные трактаты, это многослойные художественные тексты, в основе исторический детектив, а интеллектуальный фон - своеобразный бульон, хочешь вари из него, хочешь нет... Подключайте воображение, подключайте фантазию, наконец.Читает же молодежь фентези?!
И насчет "другого приема" - Эко себе не изменил, конспиролог еще тот, последний пример "Пражское кладбище"...


Вы прочитали ту рецензию?) вот именно так.
Фентези тут вообще не при чем. Я на Эко крест не ставлю, еще к нему вернусь, но когда в тексте 3,5/4 это википедия, а не роман, увы.


Насчет Павича - Словарь крут скорее формой чем содержанием, хотя детектива там есть
Насчет Эко... не могли бы посоветовать книжку для не очень умной девушки предбальзаковского возраста, а то я чувствую себя полной дурой. Читала 2 романа "Имя Розы" и "Пражское кладбище", "Остров накануне" открыла и закрыла


Припоминаю 20 последних страниц, которые были чуть интереснее остальных 330 :D

У меня спрашивать совета по поводу Эко не самое правильное, т.к. я действительно люблю его труды, не связанные с худ. литрой. Сам прочитал только "Имя розы" с заметками на полях и пол Маятника Фуко, который лет до 25 отложил. Есть очень интересная в плане формы книга "Американские боги" Геймана, ну и можно почитать, например "Террор" Симмонса. Да и на самом то деле кто я чтобы Вам советовать, у Вас читательский опыт намного больше....


С Гейманом я пробовала подружиться, ну ком укак а мне показалось - невкусный он автор


какую книгу то читали?


"История с кладбищем"
Не, автор он хороший, признаю, и понимаю, что у него есть фанаты, но как-то для меня он как куриное мясо - не люблю я курицу


жанры чуть другие, Американские боги околорелигиозная, очень очень много тонких богословских отсылок итд.


В свое время купилась на рекламу от друга, вкусу которого доверяю, и поимела несколько часов утомительной головной боли. Никакого больше Павича!


несколько часов)) быстро читаешь) у меня ушло 11 дней)


Так я не дочитала:-) в лучшем случае одолела десятую часть:-)


а я уж испугался)


когда-то одна очень умная женщина сказала мне: почитай лучше телеофнную книгу, не трать время на хозарский словарь. к сожалению сказаное оказалось правдой.


брошюра в сушишопе и то лучше. увы(


ну это как бОльшая часть артхауса - люди его смотрят, ничего не понимают (потому что там нечего понимать кроме трясущейся камеры и бессмысленных диалогов) и говорят, что это очень концептуально, глубоко , но "вам не понять".
И еще мое любимое "в этом что-то есть"


верно. ну мне вот иногда нравятся совершенно неожиданные вещи из-за какой-нибудь атмосферности, все таки это важный критерий. тут ее нет)


Твой коммент такой типично русский)


Эк вас дёрнуло знакомиться с Павичем через Словарь. Сборник рассказов Железный занавес подошёл бы гораздо лучше: и логика, и атмосферность, и Павич :)


спасибо за совет, но честно, вряд ли...


Впервые наткнулся на такую негативную рецензию "Хазарского словаря". Конечно, Павич не может нравиться абсолютно всем, я сам иногда испытываю к нему смешанные чувства, хотя действительно люблю его творчество.
Хочу сказать, что во многом прелесть романа (как было сказано выше в Ваших комментариях) в его структуре,впрочем, это можно сказать не только о "Словаре", большая часть книг Павича имеет своеобразное строение. Жаль, что Вы не оценили, но с другой стороны я полностью понимаю Ваше недовольство.


может и жаль, но я не теряю, авторов хороших много )
с другой стороны, всегда приятно когда любители творчества адекватно реагируют на критику)


Разумеется, каждому -своё ( простите мне мою избитость) :)

Мне достаточно видеть, что критика адекватная, чтобы соответственно на неё реагировать. Вы с достаточной тщательностью объяснили свою точку зрения. Мне было любопытно почитать


А скажите, как вы поняли концовку?
Я имею ввиду чисто художественную часть с убийством ученых?
То что трио "идеальной семьи" это перевоплощение Севаста, Аль-Сафера и Лукаревич, это понятно. Но вот Исайло, Муавия и, особенно Дорота - это чьи последователи? Я бы не задавался этим вопросом, если не записка про "293" года, которая отсылает к разговору Севаста и Бранковича... Буду благодарен за ваш ответ.