Больше рецензий

1 февраля 2022 г. 20:33

636

2.5 Спойлер

Мне казалось, это будет лучшая часть серии.

А потом наступила 33 глава.

На самом деле в четвертой части эта история и правда раскрывается в своем лучшем виде: все ее плюсы проявляются в полную силу, но и минусы тоже. Так что я начну по порядку.

Что хорошо. Бои, природа, процесс путешествия – это все исключительно захватывает. Сражения прописаны отлично: динамичные, эффектные, не затянутые. Тем более, в этой части история наконец размахнулась на масштабные сражения армия на армию, а не только быстренькие разбойничьи междусобойчики, что в основном встречалось читателю раньше (разбойничьи междусобойчики тоже были исключительно хороши). Мир Хары раскрывается здесь яснее и полнее, во всех красках, формах и запахах. Это очень интересно читать, на самом деле. Мироустройство хоть и не представляет собой нечто совершенно уникальное, но это крепкая и вполне жизнеспособная модель, мне было интересно знакомиться с этим миром (а это, как по мне, один из самых лучших показателей – когда читателю интересно). И, повторю себя из рецензии на прошлую книгу: Проклятые, Проклятые на уровне концепта просто невероятно интригующая группа. Соответственно, в последней части читателю наконец дают взглянуть на всех Проклятых. Насколько это хорошо реализовано – вопрос вкуса (мне, скорее, не понравилось).

Что плохо. Взаимоотношения, цели персонажей, «какие вы все здесь везучие». Это тоже было сказано мною в предыдущий раз, но отношения между персонажами здесь какие-то в край нереалистичные. Мне так и не удалось проникнуться неземной любовью между Лаской и Серым, потому что взаимодействие между ними чисто информативное. Все остальные категории отношений просто как-то берутся с потолка. Но и ладно. Опять же, надо иметь в виду, что это, скорее всего, не было первостепенной задачей – правдоподобная психология. Но это бросается в глаза. Что движет персонажами, почему они совершают те или иные действия, чего хотят добиться, зачем им это – в большинстве случаев эти вопросы остаются без ответов. Герои топают туда-сюда, потому что… что? Эта размытая мотивация постоянно маячит рядом как фоновая тревожность: вроде герои что-то делают, и даже на благо своей страны, но реальных, правдоподобных, личных причин у них для этого на самом деле нет. Действительно внятно поставленных мотиваций тут очень мало; меня, в общем, убедила только Альга – девушка попадает в плен и всю четвертую книгу с переменным успехом пытается сбежать от агрессоров. Ее – характер сильный, волевой, непримиримый – понятен, легко считывается и логично себя проявляет. В отличие от всех остальных. Взять главного героя: зачем Серый все это делает? Ну, в первой книге он пытался вместе с женой сбежать от войны (ладно); во второй – он не мог ничего сделать, потому что жизнь его жены была под угрозой (ну так себе); в третьей – он решил мстить за потерянную жену (ладно); в четвертой… что? Он выяснил, что его жена жива, но вроде как надо было закончить месть? У него так не вовремя проснулась совесть? Он мучился чувством вины? Все сразу? Скорее всего, все сразу, но такими темпами Серому на самом деле можно накрутить множество причин действовать, потому что как персонаж Серый полностью оправдывает свой позывной. О том, какая мотивация у Тиф, не знает даже она сама (это реальный момент из третьей книги). Зачем все это Шену – тоже непонятно. Словом, сюжет как-то сам собой случается с персонажами, и они просто послушно следуют по коридорной цепочке квестов. И герои при этом дьявольски удачливы, конечно же. В четвертой книге случаются печальные потери, но они не затрагивают главных положительных героев. А здесь есть очень четкое разделение на положительных и отрицательных, что было для меня несколько неожиданно, потому что изначально все шло к тому, что «зло не такое злое, каким кажется», но на практике нарратив нас подводит к мысли, что, зло, может, и не такое злое, но все еще жесть какое злое, так что во избежание мы его прихлопнем. Но потом мне пришло в голову, что это может быть таким невеселым итогом всей истории.

Грустный, но мощный финал. (Который не случился.) В какой-то момент это как-то сложилось в моей голове в одну картину: мир Хары теряет знания, теряет Искру. Скульптор, как нам показывает повествование, был всего лишь талантливым целителем с пытливым умом, но сейчас его почитают как бога, его творения кажутся нынешним жителям Хары божественными реликвиями, хотя были созданы рукой обычного человека. С каждым поколением носители Искры становятся все слабее, их Искра тускнеет, и Проклятые (которых, как показала практика, смогла одолеть разношерстная шайка отчаянных головорезов) тоже были всего лишь талантливыми магами, которые тянутся к знаниям, – а их именами теперь пугают детей, их тоже возвели на какой-то недосягаемый пьедестал. Обучение магии никуда не годится: лучшие учителя нынешнего и в подметки не годятся Проклятым, которые в свое время были всего лишь одними из многих, талантливых, но не гениальных молодых магов. История искажается; в магической школе насаждается какая-то сплошная однобокая косность, которая закабаляет студентов и не позволяет им в полной мере овладеть пониманием дара. Хара мельчает, вот в чем беда этого мира, знания вместе с магией покидают его. Мне подумалось, что в этом основная мысль. Что нынешняя номинальная победа «добра» над «злом» – чистой воды фикция, кривое зеркало, которое отражает победу «мещанства» над «знанием». И да, пускай главные герои добрые, положительные и как будто носители мысли гуманизма, а их оппоненты, Проклятые, безжалостные и готовые на все ради знаний и магии, но на самом деле речь про регресс и застой. Это победа в итоге обернется полной гибелью Хары, потому что вместе со злом, Проклятыми, мир потерял слишком многое: столетия накопленного опыта владения и обучения темной Искре, знания о прошлом, которые так старательно искореняются из официальных источников. Это был бы печальный и пронзительный итог…

Но потом случилась 33 глава, которая обесценила вообще все.

Потому что внезапно оказывается, что все это какие-то игры в песочнице. Я в целом как читатель не люблю заигрывания с персонификацией «творца мира», потому что, по моему мнению, это слишком трудно воплотить логичным образом. Создание, способное сотворить мир, населенный мыслящими и чувствующими существами, определенно должно быть наделено не людской психикой, потому что людская психика для такого не предназначена, как я считаю. И все эти итоговые рассуждения «творца Хары» о серой Искре и Лаэн – ну они смотрятся нелепо. И особенно его речи про свободу воли Хары. Все так нарочито жизнеутверждающе, хотя одно только появление этого персонажа на самом деле лишает всю эту историю смысла. Она случилась не просто по воле автора, она случилась по воле конкретного персонажа, вписанного в сюжет, это в дребезги разбивает все восприятие истории. Потому что вместо спорного и сложного концепта о добре незнания и жестокости знания здесь приключения избранного.

P.S.
Тем не менее, мне понравилось, как автор пишет, надо будет почитать более поздние работы.

Пятилетку - в три тома!

Комментарии


Эта трилогия - по сути, продолжение истории Гаррета из "Хроник Сиалы", поэтому она не совсем самостоятельна. Отсюда многие сюжетные нестыковки.
И да, согласна - человеческая психология Пехову не всегда даётся. Гаррет был написан под впечатлением от компьютерной игры, и многие его книги очень похожи на новеллизации несозданных игр. А в играх интересные квесты важнее убедительных психологических портретов.


Да, про связь с "Хрониками Сиалы" я уже знаю. На самом деле, мне казалось, что "Ветер и искры" разожжет во мне интерес к истории Гаррета, но - нет, просто нет. Влияние игр очень заметно, это правда.
Думаю через некоторое время попробовать "Стража". В конце концов интересные квесты тоже могут захватывать, теперь я по крайней мере знаю, чего стоит ожидать.


"Хроники" - первая работа и ещё слабее, чем "Искры и ветер". Мне из всего тома запомнились сцена битвы с эльфами и пара локаций - вот и всё.
"Страж" может понравиться приключениями и лором, но характеры там тоже будут просто "даны".