Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2013 г. 00:20

918

4

Дао Toyota: симбиотическая связь труда и капитала.

Без затей: философия Тойоты - взаимовыгодная связь труда и капитала. Динамическое равновесие, оптимизированная почти по всем показателям социально - производственная система. Справедливо как прямое утверждение: выгодно работнику - выгодно компании, так и утверждение обратное: выгодно компании - выгодно работнику. Производственная система Тойоты - технология реализации на практики её, компании, философии. Эта книга о технологии реализации философии. Философии, пока никем не превзойденной в своей материальной успешности. Давайте посмотрим внимательнее как они это делают.

Как любая респектабельная система, себя в первую очередь уважающая, в себе и на себя ценностно ориентированная, естественно в основании имеет ценности, образующие костяк культуры существования всей системы. Культуры понятой и принятой "к применению" в самой широкой интерпретации.В первую очередь это - культура постоянного самосовершенствования. Тотального. Ежеминутного. Всенародного - от президента до менеджера по клинингу. Понятийно это оформлено принципом кайдзен - непрерывное, постоянно совершенство. Технологически оно"встроено" во все производственные, управленческие и иные процессы.
Постоянное совершенствование как принцип предполагает постоянную работу по снижению всех непроизводительных процессов. На практике это может означать, например, то, что любое движение рабочего на конвейере или каком-либо другом участке, которое не создает прибавочной стоимости - бессмысленно и нежелательно как минимум. Например, если рабочий должен сделать несколько шагов, чтобы взять инструмент, а затем вернуться на рабочее место, эти шаги являются потерями для Тойоты. Это означает, что время рабочим, а, значит, и компанией, потеряно напрасно. Из этого понятно, как должно быть организовано рабочее место. Но и это не всё.Тойота стремится к тому, чтобы каждый сотрудник был вовлечен в процесс совершенствования. И для этого существует целый арсенал мер того, что раньше у нас в стране называли мерами морального поощрения. Например, система пожизненного найма. Или. В случае сокращения рабочих мест Тойота не спешит увольнять людей, а как правило переводит из в группы кайдзен - то есть, по-нашему, в кружки качества для совершенствования процессов на новых участках работы.

Можно бесконечно описывать как систему в целом, так и отдельные специфические и для нас совершенно непривычные компоненты производственной системы компании. Говорить об особых отношениях с поставщиками, когда, как это случилось с одним из заводов на территории США, когда пожар уничтожил завод и поставщики организовали поставки запчастей на второй день, потому что Тойота рассматривает поставщиков как часть собственной системы, и часть эта разделяет моральные принципы, технологические основы и философию Тойота. Понятно, что никаких требований об оплате не было до тех пор, пока Тойота не была в состоянии вернуться к оплате поставляемых запчастей. Повторюсь: подобные книги для ищущих становятся переломными, особо значимыми. Потому что ищешь в них решение собственных проблем. Поэтому в заключении несколько слов о том, как обстоят дела в России с проблемой качества и организации бизнеса и что является главным препятствием для внедрения принципов Дао Тойота, например.

Для лучшего понимания причин, препятствующих российскому бизнесу использовать самую эффективную на сегодня модель ведения бизнеса, обратимся к опыту...США. Несмотря на предприимчивость, внутреннюю сильнейшую мотивацию и традиции эффективного бизнеса, система Тойоты в Америке приживалась с огромным трудом. А автомобильные компании-конкуренты так и не смогли выиграть конкуренцию с Тойотой в эффективности. Американцы подходили к ПСТ как к набору приемов, объединенных определенным алгоритмом. Всё в соответствии с собственной культурной архетипической матрицей. И - ничего не получалось. Потому что Дао - это не просто приёмы, постоянно совершенствуемые. Это - философия, это - особый дух, дух как всеобъемлющее начало и среда, в которой и действуют то, что американцы приняли просто за набор приемов. И здесь мы, русские, намного ближе к японцам, потому как в нашей архетипической матрице дух - имманентность нашего существования.

У нас проблемы другого рода. У бизнеса по большому счету до сих пор нет стимулов для повышения того, что в политэкономии называется производительностью труда. И здесь куча причин: какой смысл вкладываться в усовершенствования, если "пиплы" и так всё "хавают"? Какой смысл усовершенствовать оборудование, если два гаста заменяют экскаватор? И так далее. РЖД - компания мирового уровня - по признанию собственных топ-менеджеров производительность труда в ж/д отрасли в Западной Европе выше в 4 раза, а в США - в 10. Что уж там говорить о малом и среднем бизнесе!
И ещё: чтобы философия, даже столько эффективная как Дао Тойота, стала руководством к действию, нужно чтобы лица, принимающие подобного уровня решения, внутренне соответствовали уровню глубины этой самой философии. И здесь никакое "несанкционированное" получение данных не работает. Нет глубины - нет успеха.