Больше рецензий

19 апреля 2013 г. 12:29

212

4

«Скрипку дьявола» следует отнести к разряду детективов-бестселлеров, написанных с полным (профессиональным, детальным) проникновением автора в описываемую среду обитания персонажей. В их числе «Парфюмер» Зюскинда (мир «парфюма»), « Три минуты с реальность» Флейшгауэра (мир «танго»), и вот теперь «Скрипка…» - музыкальный мир и скрипка Страдивари.
Я не меломан. Но, читая подобные вещи о музыке, да и о чем угодно, познавая через талантливое слово писателя иные ранее закрытые (и потому малоинтересные) сферы, поневоле переходишь в лагерь их почитателей, и уж если не фанатов, то поклонников точно.
Я не отношу себя к любителям чисто детективных историй, полицейских сюжетов и обывательских интриг, созданных в репортажном стиле. Я люблю роман-детектив. Надо сказать, что этот жанр очень универсален и востребован ( детектив психологический, интеллектуальный, исторический и совмещенные все вместе). Нагнетая адреналин в кровь, делая восприятие текста намеренно обостренным, реалистический детектив, как никакой иной жанр, превращает нас в настоящих соучастников (свидетелей) совершаемого в книге действа, не зря Достоевский, кладя в основу сюжета детективные истории, получал свои великие психологические романы.
Итак, роман Гелинека вводит читателя в круг исполнителей элитарной, классической музыки, в мир чувственный, особо духовный, даже излишне экзальтированный, и в тоже время донельзя конкурентный и напряженный. Порой и тут, да и зачастую: homo homini lupus est (человеку - человек волк). А что, вспомните недавнюю ужасную историю с руководителем балета Большого, это надо до такого дойти…. Так и в романе, первоначальная версия копа Пердомо в расследовании убийстве скрипачки Ларрасабаль - происки ее конкурентки японки Сато, а уж потом похищение скрипки Страдивари.
Речь идет о скрипке, принадлежащей самому Никколо Паганини, по слухам, заключившим договор с дьяволом, ради обретения своей «виртуозной гениальности» (церковь отказала в погребении его тела в освещенной земле). Нам рассказывается подробная история о проклятиях, о проклятом предмете, когда он становится особенно опасным, если его крадут у законного владельца. Автор перемешивает исторических личностей Паганини (1782–1840), Жинетт Невё (1919–1949) и вымышленных персонажей якобы владевших этой «проклятой» скрипкой, испытавших её «любовь и коварство», итог которым всегда смерть.
Чтение книги Йозефа Гелинека (писатель надежно законспирировал себя под этим псевдонимом) настоящее удовольствие, к тому же книга очень познавательна. Сколько например существует в мире скрипок Страдивари, я думал пятнадцать-двадцать, а оказывается свыше пятисот… (?!)
Роман очень увлекательный и интересный, почему «четверка»? Да есть некоторые простых ходы в развитие действия, некоторая несообразность поступков полицейского-профессионала, впрочем они вполне жизненны и оправданны с чисто человеческой точки зрения.
Автор определенно заинтриговал, теперь стану читать его «Десятую симфонию»…