Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 января 2022 г. 19:11

516

3 Лирика от физика

Казалось бы, где может встретиться и пригодиться математика после сдачи школьных выпускных экзаменов и, тем более, после получения стабильной работы, особенно если она гуманитарной направленности? Конечно, при выполнении домашнего задания с детьми, племянниками или другими несовершеннолетними лицами, но максимум класса до девятого, пока не начнется геометрия, которая годится для особого вида пыток в аду. Совершенно неожиданно базовые знания в этой области могут оказаться не лишними при чтении художественной литературы: не только для подсчета количества оставшихся страниц, но и для возможности проникнуться особенно тонкими метафорами как в книге Паоло Джордано «Одиночество простых чисел».
Аличе делла Рокка уже шесть лет катается на ненавистных лыжах и, то ли в неосознанном протесте, то ли по стечению обстоятельств, получают травму, которая вместе с надеждами отца на олимпиаду ставит крест и на отношениях с дочерью. Маттиа и Микела – близнецы с очень большим отличием в стадии развития: в свои десять мальчик –главный гений класса, а девочка все еще не говорит. От стеснения за сестру в единственное приглашение на чужие именины Маттиа оставляет ее в парке и не находит, вернувшись позднее, как не находит полиция и розыскные группы. Спустя 7 лет после этих событий подволакивающая ногу Аличе и Маттиа со шрамированными руками знакомятся в рассаднике злословия, унижения и прочих проявлений агрессии – в средней школе. И между героями зарождается дружба: тонкая, необременительная и поддерживающая понимающим молчанием…
Паоло Джордано – физик-теоретик по образованию и преподаватель университета, что сразу снимает все вопросы относительно использования для создания запоминающихся оригинальных сравнений и метафор математическую терминологию. Но делает это как-то неуверенно, слишком стараясь выделиться, при условии того, что композиция романа совершенно типичная: два человека с разным бэкграундом сначала существуют параллельно, а потом однажды их миры пересекаются, читателя при этом знакомят с ключевыми моментами этой истории отношений. Возможно, аккуратные околонаучные метафоры ограничены исключительно беспокойством по поводу восприятия аудиторией специфичной терминологии в художественном произведении. Но история литературы богата примерами, когда авторы, не особенно учитывая читательскую базу, нашпиговывали свои произведения самыми разными узкопрофильными темами и соответствующей лексикой, только делали они это гораздо увереннее, чтобы даже и тени мысли не возникло о неуместности данных приемов. совместной истории. Возвращаясь к композиции произведения, протяженность истории во времени с помощью описания каких-то ключевых моментов должна таким образом расставлять акценты, важные для становления героев: дети взрослеют в романе-воспитании. Вот только здесь никто не воспитывается и никто особенно не взрослеет. Вплоть до самого конца книги, а скорее всего и после него главные герои остаются плюс-минус на уровне подростков по своему характеру, не решаясь взять на себя ответственность совершить поступок или хотя бы сказать определенные вещи и нести потом последствия этого независимо от качества последних. Молчание, которое связывает героев, одновременно их же разделяет, а уважение к чужим личным границам без донимания вопросами и с молчаливой неосуждающей поддержкой, что тоже очень важно, переходит в сдерживание себя и собственных чувств, которые так и остаются невысказанными.
Но Аличе и Маттиа уже давно привыкли свои чувства, позитивные и негативные, сдерживать, проявляя их путем крайне целенаправленных саморазрушительных практик. Самоагрессия служит для них способом создания иллюзии контроля сначала над своим телом, а, следовательно, и над всей своей жизнью. Автор подчеркивает особенности их характера и выделяет среди общей массы, сравнивая с простыми числами, которые так не похожи на другие. Но оказывает им тем самым медвежью услугу, подчеркивая их «ненормальность» или непопадание под понятие «нормальный» и полностью оправдывая их «странность». В то время как с главными героями в целом все в порядке. Да, у них есть негативный травматичный опыт, который непосредственно отражается в их поведении и личностных характеристиках, и такой опыт есть далеко не у всех. Но, например, источник агрессии к самим себе кроется в страхе героев перед бушующем морем жизни, которая совершенно непредсказуема и полна опасностей, но вместе с этим и радостными сюрпризами, и благополучным стечением обстоятельств. Этот страх знаком всем людям: другое дело, что справляются они с ним другими методами. Как и в своем одиночестве главные герои не одиноки. У каждого из их окружения свое собственное одиночество и его причины: это и самая популярная девушка школы Виола, и живущая в чужой стране Соледад, и замкнутые сами на себе родители Маттиа – все они точно такие же простые числа, находящиеся рядом, но никак не вместе. Одиночество – это просто одно из возможных состояний, в котором нормально находиться, также как воде при определенных условиях быть льдом, а в других – паром.
6/10
Рекомендуется: заинтересованным в более тесном общении с представителями научных кругов.
Опасно: при панических атаках от всего связанного с математикой.