Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

26 января 2022 г. 22:54

988

4 Немного в стиле блюз

Жара. Духота. Неприятнейшее чувство прилипшей к спине рубашки. И предвкушение глотка чего-то холодного, постукивающего по дну стакана льдом...
Именно с этого и началось наше знакомство с автором и его героем. Чернокожим сыщиком Вирджилом Тиббсом, оказавшимся случайно на станции южного городка Уэллса.

Со всех сторон положительность и идеальность только добавляет раздражения его напарникам по расследованию. Напарникам по неволе. Потому как середина 60-х в южных штатах это отдельное помещение для цветных, невозможность купить стакан лимонада в кафе для белых и наручники при малейшем подозрении. Ему не подадут руки, не подвезут и не назовут мистером Тиббсом. Он не воспринимается человеком. Несмотря на образование, послужной список и отзывы из Сан-Квентина.

Маленький город и его мэр только на минуту погрузились в мечты о повышении доходов, толпах туристов и громкой известности в музыкальных кругах. Фестиваль это шанс. А дирижер и организатор, Энрико Мантоли, по случаю все той же невыносимой жары решился на ночную прогулку по городу, с трагичным исходом. Мгновенно задержанному Вирджилу придется таскать горячие каштаны для Гиллспи, начальника полиции, и для совета города.

Джон Болл слегка упростил для читателя выбор по привлекательности. С одной стороны, изобразил всех до единого сотрудников полиции неспособными даже на логическое мышление. Прямолинейный и грубый, не углубляющийся в тонкости осмотра места происшествия и прочие мелочи расследования, бывший тюремщик, а ныне начальник полиции, вынужденно терпит в своем участке ниггера. Прочие жители города, не исключая так называемую "белую шваль", с большим удовольствием попытались бы надавать Тиббсу пинков или пристрелить при встрече.

Конечно симпатия оказывается на стороне умного, выдержанного и профессионального. Который не только уверенно проводит само расследование, но и подкидывает тому же Гиллспи и Вуду непростую задачку. Его достойное поведение и профессиональные качества заставляют признать себя равным, а возможно даже и превосходящим по многим параметрам. Совершенно невиданное дело, разрыв шаблона и тот самый, не к ночи помянутый, когнитивный диссонанс, заставивший по итогу и руку пожать, и на скамейке "для белых" усадить.

Даже в таком, достаточно мягком, изображении южного менталитета чувствуется желание автора подчеркнуть личное отношение к рассизму. Сюжет, основанный на детективной составляющей, мог бы просто ограничиться сравнением уровня профессионализма главных действующих лиц. Наконец, подвести местных полицейских к осознанию своей малопригодности занимаемым должностям и предвзятости в оценке людей. Но Болл , не углубляясь в методы самого Тиббса, развил сюжет в социальное обличении рассовой дискриминации, в то же время не позволяя своему герою триумфа личного и попыток следования принципу "око за око".

Конечно возможности Вирджила ограничены, но его кредо неизменно - спокойствие, самокритика, отсутствие вызова...и вера в лучшие качества окружающих. Идеальный и неболезненный пример к самоусовершенствованию. Пусть даже в рамках почитать специальную литературу по криминалистике или окончить ещё пару классов в школе.

Интересная история, очень южная приметами, не остро заточенная, но достаточно ясно дающая представление о 60-х в стране всеобщей демократии и ее крайностей.
И фотография Элизабет Экфорд, чернокожей девушке в школе для белых - о ней я вспомнила сразу.

Собери их всех.
+
Виртуальный клуб любителей детективов «КЛУЭДО». "Детективный калейдоскоп".

Ветка комментариев


Почему?) Книга в духе "Убить пересмешника") только там ужасно много персонажей,  в начале вообще не могла понять кто это и что


Предубеждение) в принципе ни на чём не основанное...
Может когда и решусь конечно.


тебе нормально должна книжка зайти, я думаю)


Только опытным путем выяснить можно)
Но мы уже 2-й раз о ней вспоминаем, значит судьба. Отложу на ближайшее время)


давай, вдруг нормально будет)


Попробую в марте) по итогу и выясним что и как)


Ну я просто так про книжку сказала) если и не прочитаешь или прочитаешь в далеком будущем, то никаких проблем) я ведь даже ее советовать не могу. Неплохая. Нормальная. Перечитывать не буду)


Подстраховываешься?)))
На советы вольные и невольные никогда не меняю, даже если они советами как таковыми не являются. Мне просто самой уже интересно стало;)


Да я подобные книжки не сказать, что очень люблю) неплохо, нравятся. Когда-то она прям популярная была, вот я тогда ее и читала. Если бы не в контексте твоей рецензии, то я бы о ней тебе и напоминать не стала)


Если освоб, то останется у меня только Джио из запретного списка)


Ничего не поняла))

P.S. Я ж тут забрала новую книгу Памука)) ждала ее несколько лет 8)  Орхан Памук - Чумные ночи


Это у меня заветный список авторов, которых не читаю - Мойес хватило одного раза, а Флэгг и Джио даже и не пыталась....пока)
Поздравляю) историко-детективный роман, говоришь? Буду ждать впечатлений)


Мойес и Джио похожи, а вот Флэгг совсем нет) там и романтической линии особо нет. Основа там именно рабство в США, социальные проблемы всякие. А романтическая линия очень второстепенная и своеобразна, особенно для декораций времени

Он самый)) но зная детективы Памука - они вот совсем не детективы)) там как все и полагается постмодерны - интрига задается в начале, но ее развязка к концу теряет смысл) как будто растворяется. Я уже подготовила свою тетрадь - читательский дневник, куда годами записываю мысли в процессе чтения его романов) представить не могу, как долго буду читать этот кирпич...


А я тебя не тороплю) любимых авторов просто рекомендуется читать с наслаждением.


Это да) Я Памука даже откладываю, если перестаю чувствовать связь - чтобы не тратить зря)


Редко с кем из авторов такое бывает - чувствуешь нить связующую. И даже то что недосказано словами витает рядом...
У меня так с Моэмом, физическое ощущение присутствия.


да, у меня так с Памуком, Камю и Павезе, пожалуй. А кто еще помимо Моэма? пусть и не в такой мере


Диккенс, чувствую его слова именно как слова. Но тут проблема, осознаю что в книгах больше переводчика, чем автора. Причем гораздо более половины.
Ещё, пожалуй, Грэм Грин. Читаю в его темпе и слышу сарказм.
Из французов Мериме и некоторые рассказы Мопассана задевают. И что странно - Готье. Вот совсем, казалось бы, не мое. И тем не менее. Испания представлена Реверте, тут мы схожи эмоционально.
А из латиноамериканцев - Пуиг, мне не нужны в его тексте абзацы;) а в единственно прочитанной книге Летельера для меня звучит метроном. Амаду моя странная привязанность со вкусом манго...
Как видишь, у меня любимое ассоциируется со вкусами, запахами, звуками. Иногда и в жизни люди приобретают цвет или конкретно барбарисовый вкус)


ну у тебя тоже вон какой колоритный и внушительный список из всего интересного) у меня попроще)

И у меня тоже все это привязанности больше на уровне чувств, даже осязания...В Павезе обожаю запах костра, в Камю влажность алжирской земли и отзвуки Парижа, ну а в Памуке - голубоватую дымку раннего утра над мечетью, ручейки старых улиц, звуки Азана и тд)


;)) он скорее школьно-классический, но я вообще не склонна к экспериментам. Хотя Камю прониклась с твоей подачи)


Не пеняю;)