Больше рецензий

17 апреля 2013 г. 17:30

2K

4

Оттягивала момент написания, как могла. Хотелось, чтобы после "Других берегов" улеглось в голове всё взбаламученное. а вот читала, наоборот, подряд, чтобы не улеглось ещё. Потому что "Лужина" я очень люблю. Вот почему так получается, что к двум очень похожим книгам относишься совершенно по-разному?

Можно долго рассуждать, страдает ли Лужин явными расстройствами аутистического спектра или нет, так как посылки есть и к варианту за, и к варианту против. Явно лишь то, что он социопат, только совсем не такой обаяшка или приспособленец, которого любят вырисовывать в современных сериалах. Неприятие людей у Лужина совсем иного рода, не отвращение, а, скорее, непонимание. Лужин, имя которого совершенно неожиданно вспыхнет на последних страницах, но не пригодится (а в самом деле, зачем ему имя, ему нужно название — Лужин), с нашим обществом сдружиться не смог. Неудачная партия, а на попятную не пойдёшь. Выход он ищет в другой реальности, под раздачу попадают шахматы — а чем не мир? — и Лужин с головой в эту игровую среду окунается. Жил бы в наше время, наверное, ушёл бы в онлайн игры. А потом шахматная реальность потихоньку Лужина пожирает, и вот он уже в воображении пытается взять вон тем деревом фонарный столб, а потом и все свои действия рассматривает через призму шахматной партии.

И что такое защита Лужина? С поверхностного слоя обозрения — это та самая идеальная защита, которую он хочет изобрести для поединка с соперником, превосходящим его в шахматном мастерстве. Мучается, пытается, но... А если взглянуть глубже, то он уже не о конкретной партии думает с каким-то там смертным человеком, а целиком о своей жизни. Он зашёл в тупик, поставил себя если не в цугцванг, то в какое-то другое подвешенное состояние и пришёл к выводу, что в реальной жизни защиту для себя он просто так придумать не может. Остаётся один выход — смахнуть фигуры с доски в надежде на то, что реванш будет в следующей партии. Если эта партия состоится.

Мне герой Лужина очень близок. Набоков отчаянно пытается оживить его собственными чертами, воспоминаниями, подпитывает мелкими деталями, украденными из своей жизни, и Лужин постепенно разбухает плотью до приличного правдоподобия. Я ему верю, вспоминая, как можно чувствовать себя неуютно в этом мире, где каждый новый человек — как острый шип, впивающийся в твой хрупкий мягкий кокон. Возможно, впрочем, что верить Лужину будут далеко не все.

Фоксмоб, спасибо за совет Vivian_Vixen

Комментарии


книга проникает в тебя, а ты в нее. идеально.


И я ему верю.


Как раз недавно начала читать, е-баттлом немного перебилось, и "Наши знакомые" внезапно ворвались ещё, закончу их и вернусь к Лужину.


Да, я тоже люблю "Лужина". Вот только мне тяжело было его читать... все происходящее ощущалось слишком реально, почти кожей)
Я рада, что книга понравилась)


Именно "Защита Лужина" для меня однозначно любимейшая книга В. Набокова. Читала и перечитывала так неоднократно, что даже уже и не сосчитать сколько.

Впрочем, и реферат по психиатрии писала по нему же, где аргументировано разбирала именно расстройство аутистического спектра и элементы реактивного психоза. Преподаватель с аргументацией вполне согласился :)


Я воспринимаю расстройство главного героя, как дополнительный фактор. Ну, как вот недавно промелькнуло в обсуждении "Разрыва" Лелича: чтобы быстро и ярко увидеть эффект от какого-то эксперимента, нужно специальное модельное пространство, например, для социальных явлений отлично подходит школа, как замкнутая среда, в которой общественные процессы показаны наиболее выпукло. Вот и человек с аутистическим расстройством стал "модельным персонажем" именно в силу этого расстройства — обычные люди тоже строят свою защиту, но она не так ярко выражена и остро выступает, как у персонажа, изначально отчуждённого от общества.


Да, именно персонаж, как модель. И именно расстройство делает его и ситуацию - модельной, более рельефной, очевидной. Это, кстати, верно в общем случае, безотносительно книги. Именно на развитии детей с аутическими расстройствами часто (и как правило) изучают эмоциональное развитие вообще, применяемое потом для нормы.
Может быть и поэтому тоже книга так цепляет: она будто бы разбирается, отслеживает, раскладывает те чувства, которые, как правило, пролетают слишком быстро, чтобы так уж на них останавливаться. А они есть.


Хрупкий и мягкий - невероятное сочетание. Если представить бокал - он хрупкий, если представить булку - она мягкая. Хрупкий и легкий, как осиное гнездо, может?


Нет, всё верно. Человек не булка или бокал, он может в моём воображении сочетать подобное.


Я верю Лужину, но таких людей не люблю.


Гения может понять только Гений. Это я о Вас и о Набокове!


Кошмар какой, от такого избыточного комментария больше неудобства, чем удовольствия. Но всё же спасибо.