Больше рецензий

25 января 2022 г. 03:58

862

1 Плоды воспаленного разума

Читал глазами гуманитария, не пытаясь особо вникать в технические подробности. Хотелось услышать «из первых уст» логику трансгуманизма, услышал, ничего нового: человеческое тело, включая мозг, – сложный механизм на белковой основе; «содержимое» этого мозга – «информационный образ», организованный по принципам всех информационных систем; биологический носитель этого «образа» (тело) можно будет в перспективе заменить на небиологический (искусственный); «пересаженный» на этот носитель «информационный образ» продолжит жить долго и счастливо.

Основа такой веры (а это именно вера, сам автор этого не скрывает) – эволюционизм. Мол, неживая материя (сама) превратилась в живую материю, живые существа потом «обзавелись сознанием», мозг – «величайшее творение природы» – вместе со своим содержимым эволюционировал до нынешней «фантастической мощи». Движущей силой этой эволюции была всё та же «борьба за выживание», или, другими словами, «необходимость предвидеть будущее». Элементарные возражения против этой мейнстримовской теории, типа закона Менделя, разумеется, не обсуждаются, ибо это уже другая «вера», а автор по умолчанию даже не допускает, что кто-то из серьезных людей может не разделять «единственно верного» учения Дарвина.

Другим основанием веры Курцвейла является, видимо, винеровское понимание всех жизненных процессов как информационных. Всё, мол, информация, она передается, обрабатывается, хранится – что мозгом, что компьютером, «иерархические структуры» одинаковы. Здесь рационализм и операционализм в чисто западном понимании, хотя и признается, что «человек лишь в небольшой степени способен к логическим размышлениям, зато прекрасно умеет распознавать образы». Иррациональные мотивы сводятся исключительно к «удовольствию и страху», унаследованным, якобы, от «старого» (животного) мозга. Даже свобода воли операционализируется, подчиняясь «несознательной части новой коры».

Курцвейла почему-то считают чуть ли не величайшим философом современности, хотя философия-то его достаточно примитивна. Ни по объему, ни по глубине «философская» часть книги особо не выделяется. На фоне физических, математических и прочих естественно-научных описаний, в которых автор действительно силен. Это скорее похоже на повествование «ботаника», с головой погруженного в свой предмет и плохо ориентирующегося в окружающей действительности, в том числе – интеллектуальной. И как любой такой «ботаник» он не замечает очевидных нестыковок в своих прожектах.

Ну, например, почему он считает, что «новое», «небиологическое» тело человека будет более «пригодным и совершенным», чем естественное биологическое? Он же сам постоянно сознается – этого-то не знаем, то не изучено, так что же это будет за конструкт на основе «недо-изученных» явлений? Он же будет воспроизводить, точнее имитировать, только часть «оригинала», как же он может стать надежнее и совершеннее его? Посмотреть историю той же микробиологии – так это бесконечное открытие все более тонких структур, и кто скажет, где предел этих открытий? Сами микробиологи говорят, что не видно этого предела. А курцвейлы хотят «лепить подобия» уже сейчас. Что из этого получается – см. историю генной инженерии, тех же ГМО и (еще увидим в ближайшие годы) генно-инженерных препаратов под кодовым названием «вакцина».

Или такой вопрос – что это за новые «очень хорошие дела» предстоят этому трансгуманоиду, если он закончит эволюцию своего «белкового субстрата» и будет обладать уже «совершенным» носителем. Куда эволюционировать дальше? И чему – телу («небиологическому носителю»), или мозгу («информационному образу»)? Задача «создания лучшего мира» сформулирована, но в чем этот мир должен стать лучше нынешнего – не ясно.

Наверняка, эти и многие другие вопросы поднимаются в соответствующих философских и научно-фантастических дискурсах, я с этим близко не знаком.

Но главная «нестыковочка», конечно, – отсутствие во всей этой конструкции самого главного «фактора» всего и вся – Бога. Трансгуманисты, разумеется, сколько угодно могут сбрасывать Его со счетов, «научно обосновывать» Его небытие, но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Также и отрицание бытия Бога не лишает Его этого бытия и «прав» на свое творение. Так вот, если Бог, а не слепой случай и не бездушная природа, – истинный «автор» человека с его телом и сознанием, то как бы это горделивое сознание не тщилось, всей глубины и масштабов замысла Творца оно не постигнет! Будет самонадеянно думать, что вот – открыли все тайны, а они будут появляться и появляться, все новые и новые. Это факт. Сугубо научный. Наука же сама вслед за Фаустом признаёт, что цель (истина) ничто, движение – всё. Поэтому Истину она постичь и не может, но превозносится открытием «законов природы», как будто сама эти законы установила. И как будто человек сам создал свой разум, позволяющий ему эти законы открывать. Как тот ослик в притче, гордящийся тем, что ему все поклоняются, в то время как люди кланяются не ему, а его знатному седоку.

Отрицая Бога, трансгуманисты отрицают и человеческую душу. До ее «биологических носителей» они не докопались, да и не собираются докапываться, если в нее не верят. Но если она есть, и дает ее человеку Бог, то они, трансгуманисты, ее дать не смогут! Ну «пересадят» они свой «информационный образ» в искусственное тело, будет этот трансгуманоид «копией» и «продолжением» реального человека, но душу-то этого человека Бог заберет! Вряд ли Он позволит этим экспериментаторам «пересадить» ее в новый «субстрат». И будет этот трансгуманоид, чье настоящее тело гниет в земле, а душа трепещет пред Судом Божиим, жить с «душой» не от Бога, а от Его антипода (не будем называть по имени). Ведь есть духовный закон, попросту формулируемый как «свято место пусто не бывает», а в религиозном понимании – закон борьбы. Только не борьбы человека за свое существование, а борьбы за бессмертную душу человека, которую ведут темные и светлые силы. Но эту метафизику трансгуманисты, конечно, отрицают (на радость темным силам), считают ее средневековым мракобесием. А зря...

Не учитывает автор и чисто «земных» факторов, например социальных. Наука ведь, как известно, всегда выполняет социальный заказ, и тот же Курцвейл получает финансирование на свои проекты отнюдь не за их «безумную смелость». На поверхности – это заказ от военных структур, типа пресловутой DARPA (автор этого не скрывает), на более глубинном уровне – заказ на тип мировоззрения и формирование массового человека определенного типа. Будет «заказ» на трансгуманоида – будут и разработки, а не будет – все заглохнет или пойдет по другой «магистральной линии». Пока этот заказ есть (военным очень пригодятся киборги), но каким он будет через 10, 20, 30 лет – предсказать сложно.

И вот нашего «ботаника» несет – в конце книги он пафосно провозглашает, что «только усилив самих себя разумными технологиями, мы сможем справиться» с глобальными цивилизационными проблемами. Можно продолжить логику: а кто не захочет себя «усиливать» – тот враг, он препятствует борьбе со всеобщими проблемами! И в самом последнем абзаце – совсем громогласно: «разбудить Вселенную и разумно распорядиться ее судьбой с помощью нашего человеческого разума в его небиологической форме – это наше предназначение». Вот так, ни много ни мало, – нам «предназначено» «распорядиться судьбой Вселенной»! Ну, в общем-то, понятно – когда человек в безумии провозглашает «Бог умер», дальше он возвещает «да здравствует Человек» (СверхЧеловек, Человекобог, киборг и т.п). Только кто стоит за такими возгласами, объяснять излишне. И чей это будет «проект» – тоже очевидно.