Больше рецензий

16 апреля 2013 г. 13:34

438

3

Не могу сказать, что совсем не понравилось. Скорее понравилось.

Довольно простая история о жизни Лизбеты ван Хаут, дочери богатого нидерландского бюргера, и дона Жуана де Монтальво, знатного, но бедного, испанского графа, чьи судьбы тесно переплелись.
События разворачиваются на фоне яростной борьбы инквизиции с приверженцами новой веры, к которым относился так же родственник и жених Лизбеты - Дирк ван Грооль, а так же борьбы самих голландцев с испанским диктатом.

Если честно , то, несмотря на всю неприглядность и отвратительность поступков де Монтальво, сам герой мне понравился больше всех. Он вышел у Хаггарда самым живым.
И противоречивым.

С одной стороны перед нами предстал совершенно бесчестный любитель красивой жизни, мот, которому эта самая красивая жизни не по средствам.
Но он находит способ обогатиться - женитьба на наследнице богатого бюргера оказалась просто блестящей идеей. Была одна досадная помеха - ее жених. Но во времена, когда свирепствовала святая инквизиция, обвинить кого угодно в ереси человеку его положения не составляло большого труда. А Лизбета, чувствительная барышня, влюбленная в своего жениха, просто не смогла отказаться от такого "предложения руки и сердца".

С другой стороны, Монтальво по-своему добр к людям, он не сильно надоедает жене, предпочитая дать той возможность откупиться от его общества (потому как деньги - это единственная любовь в его жизни).
Ему частенько стыдно за свое поведение. Отбирая последние драгоценности теперь уже у жены, он старается не смотреть ей в глаза.

Протянув руку, чтобы взять его, Монтальво отвернулся, желая скрыть отразившийся на его лице стыд, который даже он не мог не почувствовать.


К тому же граф никогда не стремился причинить кому-либо вред... если те шли на его условия, не становились между ним и богатством.
Еще стоит отметить, что испанец был весьма суеверен, и простое проклятие Лизбеты ,которые она послала на его голову в минуту отчаяния, он помнил до конца жизни и старался держаться от голландки подальше.
К тому же, тесно сотрудничая с инквизицией, самому графу было далеко до лампочки, какому богу и как именно поклоняются люди, его окружавшие. Гонения еретиков не были его самоцелью, лишь средством достичь желаемого.

Даже по прошествии многих лет, даже пройдя каторгу, пережив все прочие злоключения, Монтальво остается собой.
Он уже немолод, он лишился глаза, да и зовут его уже по-другому. Но он по-прежнему беден, как церковная мышь, да и методы у него все те же. Он снова у власти и имеет возможность "надавить" на богатых бюргеров. Даже не прочь вновь вступить в брак с молоденькой наследницей. Испанец даже не погнушался использовать, а потом и убить собственного сына (их общего сына с Лизбетой), чтобы получить огромное богатство Гендрика Бранта (золотых дел мастера, богатейшего человека в Нидерландах, преследуемого из-за накопленных им сокровищ инквизицией).

Второй персонаж, который вызвал хоть какие-то эмоции - это сын Монтальво и Лизбеты. Молодой человек, который никак не мог вписаться в общество - несмотря на то, что вырос он в семье нидерландцев, испанская кровь и внешность ему все время мешали. Он был романтичным, очень чувствительным молодым человеком, который не любил работать, лишь мечтал о каких-то подвигах и прочей чепухе. Он легко поддался влиянию и угрозам своего отца. За что вобщем-то и поплатился. но автор был милосерден к молодому человеку, и дал возможность реабилитироваться за предательство своей семьи, получив возможность спасти своего сводного брата.

На остальных героев - честных и благородных голландцев - хотелось все время рычать за их наивность, доверчивость и покорность судьбе. Их поступки были довольно предсказуемы и следить за такими героями было не очень интересно.

В целом, история оставила довольно приятное впечатление.

Еще хотелось отметить стиль повествования. Не понравился.
Я не очень люблю, когда все разжевано и разложено по полочкам, автор лишает меня возможности подумать. Так же не люблю, когда по ходу повествования, писатель обращается напрямую к читателю. Создается ощущение, что надо мной стоит учитель с указкой и тычет в тот отрывок, который я только что прочла. Возникает острое желание бросить все и сбежать.

Спасибо Inkvisitor666 за рекомендацию.
Хотя, на мой взгляд, это не совсем приключенческий роман, вернее, совсем не ))

Книга читалась в рамках игры «Трижды три темы», она же ТТТ

Комментарии


Нуууу,тут я вынужден с вами не согласиться,так как это типичный приключенческий роман,как и все романы Хаггарда.Да он вообще,в основном,как раз в историко-приключенческом жанре и писал =)


К сожалению, как-то не почувствовался дух приключенческий ((
Хотелось подинамичней чего-нибудь, здесь же мне запомнились только 2 такие сцены: поездка за золотом, побег на "Ласточке" и похищение невесты Фоя.
Большая же часть - степенное повествование :)
Хотя, вполне может быть, просто не то настроение было, пока читала.
Зато я сумела на книге отдохнуть, и за это вам отдельное спасибо :)


Ну-с,я конечно согласен что это не самое приключенческое произведение,но оно все таки приключенческое =) Это не самый лучший роман Хаггарда,но он ценен именно той атмосферой о которой повествует.Ведь не так много произведений в которых высвечиваются Нидерланды и ихняя история.Так же этот роман дает "визуальное" представление об гонениях католической церкви и инквизиции на лютеран.И именно те моменты,которые вы назвали(а также другие,которые были в книге) и делают этот роман частично приключенческим.
Так вы назвали даже три эпизода =))


Так вы назвали даже три эпизода


Не-не, это были 2 эпизода: поездка за наследством и побег на ласточке - это я отнесла к одному.

Про атмосферу, соглашусь, но именно она и убивала всю динамику. Хотелось подгонять героев, раздать всем пенделей волшебных, чтоб хоть что-то сделали с этой своей покорностью судьбе и Богу ))
Хотя я, вобщем-то, понимаю, что это взгляд на вещи из текущего времени, а тогда это было нормой.

частично приключенческим


пожалуй, соглашусь ))