Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2013 г. 13:46

284

5

«Для каждого слова есть свое перо. Например, слово «небо» пишут легким касанием летного пера взрослого ястреба, а «трава» – пером с брюшка скворца, «море» – пером альбатроса, некоторые книги написаны пером болтливой гаги, а чтобы описать ваш черный костюм, нужно писать с сильным нажимом пером из хвоста крупной галки».


У них что-то с головой, у этих сербов, совсем особенное, с сумасшедшинкой. Петрович лунный свет в рудниках разрабатывает и из смеха веревки вьет. У него дорога начинается в яви, продолжается во сне, а потом выскакивает в другой яви, лет так через семьсот. Звуки в его мире режут ножом, а затем собирают в короба, время меряют тоской и звонами. А чтобы вспомнить забытый сон, нужно встряхнуть ткань, сотканную из лунного света, что собрали в ту ночь, когда сон снился, он к тебе и вернется. Лунный свет только дорог, но для вещего сна ничего не жалко. Было бы время...

А время это и есть главное. Его если продашь, то назад уже не получишь, хоть самыми лучшими повестями будешь расплачиваться, теми, в которых концы всегда счастливые. Потому что даже счастье бессильно, когда время избыли до дна, а у сербов оно кончилось, сны с явью перепутались, и за все расплачиваться стали болью. Нет прошлого, нет будущего. Настоящего тоже нет. Замуровали и налепили на него фальшивые окна, декоративные, а правды в них не показывают – одна ложь утешительная, и та день ото дня тускнеет.

А ведь когда-то в Жиче, в архиепископском монастыре Святого Спаса, смотрели из кельи четыре окна никейской работы. Одно из них вид имело в близь дня сегодняшнего, другое – в даль дня сегодняшнего, а еще два были совсем особенные, «оба они были настолько же широки, насколько женщина в полдень боится одиночества, и настолько высоки, насколько женщина в полдень трепещет, ожидая встречи с любимым», и глядели они в прошлое и будущее.

Вот в одно из этих окон и увидел однажды архиепископ Сава войско болгар и куманов под предводительством «многострашного князя видинского Шишмана». Ой, не знаю я, в каких снах Петрович покупал такие были, и какими перьями эти слова выписывал, но стонет его повесть при виде того князя, как Див некогда стонал в лесах накануне битвы войска русского и половецкого, не раз мне «Слово о полку Игореве» вспоминалось, пока читала.

У сербов свои враги хрестоматийные были, и хоть история эта мне ничем не отзывается – все названия немы, все имена чужды, но как плетет автор строчку за строчкой, украшая узорами невиданными, что и не важно, было то когда или не было, лишь бы дальше слова свои пересыпал. Ведь история, она – что? Тень от слов, кем-то оброненных.

«Многие народы без следа исчезли не потому, что у них было слишком много врагов, а потому, что о них нечего было рассказать. На веки вечные умирает только тот, кого не поминают. А все остальные продолжают существовать так, как о них рассказывают».


Грустная книга, прекрасная и грустная, о странах, которых больше нет, о временах, проданных ни за грош, о людях потерявших свои повести, и о летописцах, латающих историю, чтобы существование не прекращалось.

Книга прочитана в рамкахФлэшмоба 2013. Огромное спасибо Medulla ,за то что открыла для меня нового прекрасного писателя!

Рецензия на книгу Горана Петровича "Осада церкви Святого Спаса" - www.ostrel.ru

Комментарии


Оля, спасибо за такой прекрасный отзыв!
Для меня вообще проза Петровича какая-то запредельно волшебная и грустная одновременно. В общем, люблю я его :))


Да, волшебная))) Я заглянула в твой отзыв, так я тоже долго читала, и не потому, что не нравится, а потому что книжка такая))) Она могла бы быть нескончаемой.


Замечтательная рецензия! Сказ прям.


И цитаты классные, точные.


Спасибо)))


Поэтично как про лунный свет!!!!!!! А цитата про перья великолепная. Спасибо.


Там целая книжка великолепных цитат, только они, выдернутые из контекста, смотрятся странновато. Надо сначала немножко втянуться в эту реальность (совершенно нереальную), а там войдешь во вкус и за уши не оттащишь. )))


Уже какое-то время хожу кругами около этой книги, и никак не возьмусь (исторические книги туго идут у меня).
Но такое искреннее восхищение мотивирует.
Спасибо.


Ну, эту книгу исторической можно назвать очень условно, хоть там исторические лица и присутствуют, но все это может происходить где угодно и когда угодно. Там важен сам этот странноватый мир, где нематериальное становится материальным и наоборот.


забираю


Собираюсь прочитать, теперь быстрее соберусь ))
Мне очень понравился "Атлас, составленный небом", а вот "Остров и окрестные рассказы" - намного меньше.


А у меня это была первая книга Петровича, но абсолютно точно не последняя - потрясающий писатель!


У них что-то с головой, у этих сербов, совсем особенное, с сумасшедшинкой.


наконец увидела эту мысль в буквах!верно на все 385%


У меня потому так сказалось, что совершенно невозможно Петровича хоть с кем-то сравнить, за исключением разве что... Павича )))


а кого-то из сербов еще читали?
у меня просто появилось желание еще кого-то попробовать, чтоб узнать все ли они там такие.
единственное, я нашла для себя Павича в стихах и песнях. украинская группа 34/3на4ок и их солист Сергей Седрик Локшин.


Нет, больше не читала, среди последних последних открытий ЛивЛиба можно назвать эту книгу Голоса на ветру , но своего мнения у меня пока нет. Судя по тому, как эта книга продвигается, к разряду реалистичных она тоже не относится))


Тоже очень давно хочу прочесть по наводке Юли! Сейчас и вы напомнили!


Читать, читать, читать! Как можно скорее))


... а мне особенно нравится "Книга с местом для свиданий".


Когда-нибудь и до нее доберусь)))


Да, Петрович крутой.


))))))


потрясающе написали!
обожаю Петровича,сербская литература - особенная!