Больше рецензий

Grahtatan

Эксперт

И вообще, у меня большой словарный...этот...как ег

20 января 2022 г. 15:38

1K

5

Когда не ждёшь ничего, нечем разочаровываться, и я очарована этой книгой. Очень понравилась. Откуда к ней прилип статус подростковой книги, пенсионерам тоже хорошо заходит, вот мне, например. ))

В предисловии Сьюзен Коллинз подробно рассказала, как ей пришла идея романа. Много дорог привели её к этому сюжету, но предваряющие объяснения не произвели впечатления правдивости. Хорошо придумала, всё-таки её вступительное слово больше похоже на кокетливое жеманство, не стоило так педалировать собственное Я и уводить наш взгляд на историю о Тесее.

В прошлом году я прочитала книгу Косюн Таками "Королевская битва", написанную на девять лет раньше "Голодных игр". В комментариях и рецензиях читатели неоднократно проводили параллели с романом Сьюзен Коллинз "Голодные игры", тогда и появилось желание прочитать этот роман. Если бы не эти замечания, добралась ли я когда-нибудь до книги, не знаю. Читая "Голодные игры", я была начеку: повсеместно искала сходство, надеялась отловить совпадения. Увы... Кроме остова сюжета, ничего общего, это другая история, рассказанная абсолютно по другому, с иными обстоятельствами, мотивациями и характерами героев. Возможно Коллинз читала "Королевскую битву", была увлечена ею, семя идеи запало в душу, и придумала она свои "Голодные игры". (Это мои фантазии) Заимствования прослеживаются, но надо отдать дань автору, у неё получилось самостоятельное произведение. Некогда, невероятно давно, Платон изрёк: «... идеи витают в воздухе», я верю этому и ничего плохого в похожести не вижу. Тем более, что «Голодные игры» первая часть трилогии Сьюзен Коллинз, а в двух последующих “И вспыхнет пламя” и «Сойка-пересмешница” усилен социальный подтекст борьбы с тоталитаризмом, и история про Китнисс получит иное развитие. Обязательно буду читать продолжение.

После книги посмотрела фильм, тоже сильное произведение, в котором сохранены все основные моменты и повороты сюжета книги. Правда книжная Китнисс мне показалась органичнее в своём шестнадцатилетнем возрасте, и максимализм её логично вписывается в типаж; в фильме подчёркивается эта сторона её характера, но не вписывается в логику внешнего образа исполнительницы.

Меня поразил и обескуражил придуманный автором мир — государство Панем, возникшее «из пепла на том месте, которое когда-то называли Северной Америкой, <...> — сияющий Капитолий, окаймленный тринадцатью дистриктами, принесший мир и благоденствие своим гражданам». На момент повествования дистриктов осталось двенадцать, тринадцатый, вместе с жителями, был уничтожен за неповиновение. Дюжина оставшихся округов наполнены миротворцами, жители еле выживают в дряхлых лачугах, страдают от голода, болезней, изнуряющих работ во славу и процветание Капитолия. «Благоденствующие» жители дистриктов трудятся в отраслях, назначенных им столицей. В двенадцатом — угольные шахты, в одиннадцатом — сады и огороды, и т.д. и т.п., не имея права на результаты труда. Столица страдает только от праздности, обжорства и недостатка зрелищ. Лицемерие власти зашкаливает.

Главная героиня романа Китнисс Эвердин — единственная кормилица в семье. После гибели отца разочаровалась в матери из-за её слабости, так она видит отрешенность той, и взвалила на себя заботу о семье и младшей сестрёнке Примроуз, Прим, как называют её близкие. Вот этой неприспособленной к суровой жизни девочке ужасно не повезло, её имя выпало при розыгрыше участников очередных «Голодных игр». Китнис вызвалась добровольцем вместо своей сестры.
Сами игры были придуманы правителями в назидание и наказание за мятеж тринадцатого дистрикта. Ежегодно для участия в Играх из каждого округа выбирают одну девушку и одного юношу — трибутов, которые должны сражаться друг с другом до последнего победителя. «Забирая детей и вынуждая их убивать друг друга у всех на глазах, Капитолий показывает, насколько велика его власть над нами, как мало у нас шансов выжить, вздумай мы взбунтоваться снова. Какие бы слова ни звучали из Капитолия, слышится в них одно: «Мы забираем у вас ваших детей, мы приносим их в жертву, и вы ничего не можете поделать с этим. Пошевелите только пальцем, и мы уничтожим вас всех. Как в Дистрикте-13».
Такая изощрённая пытка подвластного народа хуже смертной казни отступников. Государство — чудовище.

Основная часть романа рассказывает о прохождении самой игры, организаторы не лишены выдумки, создают изощрённые испытания и провокации для трибутов, обеспечивая зрелищность реалити-шоу. Характеры Кинтисс и её напарника Пита Мелларка раскрываются и закаляются на фоне лишений и побоищ. А организаторы в очередной раз показали лживую сущность, меняя правила по ходу испытания.

Книга, написанная в развлекательном ключе несёт явное социальное звучание. По сравнению с «Королевской битвой» здесь присутствует чёткая логика проведения игры-побоища, прослеживаются её причины и последствия. Мы переживаем за героев, и видим их трансформацию. Игра ломает психику, это мы видим на примере победителя предыдущих лет Хаймитче, и задумываемся о будущем победителей текущей игры.

Очень многозначное произведение, и написано увлекательно без лишних заумствований. Я рада, что прочитала эту книгу.

Прочитано в игре ФантGame, тур 12