Больше рецензий

17 января 2022 г. 09:24

278

3 Диалог о правильности имен

Диалог Платона «Кратил» имеет смысл читать только на языке оригинала, на греческом, так как, в этом произведении, Сократ, играя с формой слов, прибавляя, отнимая, и переставляя в них буквы, пытается докопаться до происхождения разных наименований: имен богов (Зевс, Кронос, Уран, Гестия, Аид, Посейдон, Деметра, Гера, Аполлон, Дионис, Афродита, Арес, Гефест, Гермес и другие), названий природных явлений (Солнце, Луна, месяц, огонь, молния, воздух), а также абстрактных понятий и человеческих свойств (мудрость, добро, справедливость, искусство, добродетель, обязанность, целомудрие, мужество, трусливость, недуг, удрученность, наслаждение, восторг, любовь и т.д.).

Это произведение — яркая иллюстрация двух противоположных теорий происхождения языка распространенных в античное время: тесей, согласно которой имена установлены по соглашению между людьми, и фюсей, утверждающей, что имя каждой вещи соответствует ее природе. В данном произведении беседа ведется между тремя участниками: Кратил (сторонник фюсей), Гермоген (сторонник тесей) и Сократ, который ищет золотую середину между их воззрениями.

Сократ сторонник мнения, что хотя слова, обозначающие предметы, и являются результатом соглашения, выбраны они не по бездумному произволу, но отражают природу предмета.

После длительных рассуждений Сократ приходит к заключению, что если мы будем последовательно разбирать этимологию слов и разделять их на части, то в итоге наткнемся на мелкие, древние, нечленимые имена, из которых состоят все другие слова.

...если кто-то непрестанно будет спрашивать, из каких выражений получилось то или иное имя, а затем начнет выпытывать, из чего эти выражения состоят, и не прекратит этого занятия, разве не появится в конце концов необходимость отказать ему в ответе... когда дойдет до имен, которые уже выступают в качестве первоначал, из которых состоят все другие имена?


Однако, отмечает Сократ, докопаться до сути этих первых имен не так просто, по причине их давности.

Древние имена, по мнению Сократа, появились посредством звукоподражания, ибо другого способа отразить суть вещи звуками, он не видел. Названия первых имен появлялись путем соотнесения объекта окружающей действительности с подходящими для его выражения звуками. Сократ говорит:

...имя есть некое подражание вещи


Ощущение вещи должно было соотносится с ощущением, которое вызывает конкретный звук.

... буква ро соответствует порыву, движению и в то же время твердости... А лямбда — гладкости, податливости...

...так как при произнесении лямбды язык очень сильно скользит, то, пользуясь уподоблением, он [законодатель имен] так дал имена «гладкому», «скользящему», «лоснящемуся», «смолистому» и прочим подобным вещам.

В свою очередь альфу присвоил «громадному», эту — «величине», поскольку это долгие звуки. А для выражения «округлого» ему необходим о-микрон.


Беседуя, Сократ и Кратил обращают внимание на когнитивную функцию языка (то есть язык как способ познания мира).

Сократ: ...какое значение для нас имеют имена и что они выполняют?
Кратил: ...они учат... кто знает имена, тот знает и вещи.
Сократ: ...когда кто-то знает имя, каково оно, — а оно таково же, как вещь, — то он будет знать и вещь, если только она оказывается подобной имени...


Правильные имена должны отражать сущность предмета, все его признаки в совокупности. Давать правильные наименования, по Сократу, — искусство, и искусство это называется диалектикой.

Книга не понравится обычному читателю, но может быть интересна тем, кто целенаправленно изучает филологию, лингвистику, греческий язык или античную философию.