Больше рецензий

16 января 2022 г. 14:29

1K

5 Искусство повествования. Структура истории

В самом начале Роберт Макки поведал немного о себе. Он долго проработал в отделе «Сценариев», и прочитал их огромное множество и сразу может отличить хорошо рассказанную историю от плохой.



Подсчитано, что 75 процентов творческих усилий, в результате которых появляется окончательный вариант сценария, приходится на создание истории

Затем Роберт Макки изложил «рецепт написания истории», но в большинстве имея в виду сценарий для художественного фильма, так что писатель, заявленный в названии книги по большей части здесь представлен именно как писатель сценариев. Хотя сам автор говорит, что его советы применимы также к пьесе, и к роману. Писатель-драматург-сценарист.

Роберт Макки заявляет, что «рассказчик должен стать художником», поэтому и начинается всё с него. Сперва рассказывается о творчестве рассказчика, творческий процесс создания истории и творческий путь писателя этой самой истории.

Далее говорится об элементах истории:

– Главный герой – кто он, как раскрыть его характер. Его подсознательное желание.

– Как грамотно вплести конфликт в сюжет истории. И почему без него никуда.

– Как правильно работать с достоверностью, чтобы было интересно и реалистично. И как не перегнуть.

– Замысел или где искать (и найти!) вдохновение.

– Дельные мысли о стержне истории.

– Побуждающее происшествие (теперь буду в фильмах и книгах его высматривать и подмечать).

Рассматривается принцип: «показывай, а не рассказывай» - Флобер, Диккенс, Шекспир – в пример приводятся именно писатели.

И ещё очень много чего: структура, событие, сцена, кадр, эпизод, акт, сюжет, ну и, конечно же, концовка – всё подробно рассматривается, а тезисы и термины в конце каждой главы подытоживают всё сказанное.

И всё это продемонстрировал автор на примерах известных фильмов, прям детальный разбор сцен.

Про адаптацию, то бишь экранизацию автор тоже говорит:



Ищите структуру, которая позволяет выразить дух оригинала, оставаясь в рамках ритмических особенностей фильмов, и не обращайте внимания, если критики скажут, что фильм совсем не похож на роман.

Эстетика кинематографа часто требует, чтобы история создавалась заново, даже если в оригинале она прекрасно рассказана и соответствует по своей продолжительности размерам художественного фильма

После прочтения данной книги я, пожалуй, больше не буду ругать экранизации. Конечно, в написании сценария и книги есть кое-что общее, но и много отличий, ведь это совсем две разные области (в том числе восприятие у зрителя/читателя совсем будет разное). Автор подробно остановился на этом и привел примеры отличных книг и ужасных экранизаций.

На протяжении всей книги, звучит довольно интересная мысль, с которой попросту нельзя не согласится, что просмотр огромного количества фильмов, так же как и прослушивание множества симфоний, не делает вас сценаристом или композитором. И к этому делу нельзя подходить, не будучи должным образом осведомленным – как создать историю правильно. Ведь помимо просмотра/прослушивания необходимо ещё и разбираться в этом виде искусства, изучить, и научится ему. Короче не профессионально браться за дело нельзя, ведь история – это художественное произведение, а не бессмысленный шум.

Очень дельные размышления о связи с аудиторией, а именно о сопереживании. И о том, как этого добиться:



Писатели — это импровизаторы, которые исполняют роли, сидя за компьютером, меряя шагами комнату, играя за всех своих персонажей: мужчин, женщин, детей, монстров. Мы устраиваем представление в своем воображении, пока не ощущаем те же чувства, которые характерны для наших героев. Когда сцена обретает эмоциональный смысл для нас самих, то мы можем быть уверены, что она будет эмоционально убедительной для всех зрителей. Создавая работу, волнующую нас, мы способны растрогать и аудиторию


Надо писать так, чтобы тот, кто будет читать эти страницы, смог путешествовать по «американским горкам» жизни, которую вы прожили за своим рабочим столом. Написанное позволит читателю погрузиться в каждую брешь, разглядеть ваши фантазии, почувствовать то, что чувствовали вы, узнать понятое вами — и его сердце, как ваше, начнет биться сильнее, нахлынут эмоции, и возникнет понимание

Меня очень тронуло, как автор довольно чётко подметил, что многие так сказать размывают ценности, но в современном мире все, казалось бы, только этим и блещет. Как на сердце бальзам, не одна я этим недовольна.

От текста можно вдохновиться! И вместе с тем Роберт Макки сложно всё объясняет. Эрудиция автора поражает (трудно уловить хоть какие-то крохи) особенно в начале книги пока не привыкнешь к стилю.

Ну и как полагается, я изрядно пополнила свой список «Прочитать» и «Просмотреть». Так что пора бы мне уже, наконец, посмотреть (или всё-таки прочесть) «Случайного туриста», которого Макки очень нахваливает.

И хотя в книге больше про кино, однако «история» присуща и литературе, так что многое можно интерпретировать и для писателей.