Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 апреля 2013 г. 18:52

342

5

Я обычно могу урывать на чтение книг лишь час-другой перед сном. Сколько можно прочитать за час? Ну, скажем, сотню с хвостиком страниц, если наискосок. Если не спеша и вдумчиво — страниц сорок-пятьдесят. Я прочитал первые пять десятков страниц "Белая как молоко, красная как кровь", отложил книгу и, выключив свет, подумал: "Ну вот, еще один Сэлинджер нашелся на мою беду!". Как же я тогда ошибся!

Начало книги — действительно в точности "Над пропастью во ржи" . Повествование тоже ведется от лица подростка, тоже трудного, что становится понятно с первых же страниц. Стиль изложения такой же панибратский, с частыми отсылками к современной культуре. Вот есть Лео. Он относится к учебе как к рутине, которая отнимает у него время, которое он с радостью бы потратил на что-нибудь другое. На игру в футбол, например. Сидит вразвалочку на задней парте, усложняет жизнь учителям, мечтает сбежать из этой ненавистной школы — и лелеет любовь к рыжеволосой девушке на первой парте, к своей Беатриче. Очень идеализированное чувство — он пока еще не готов рассказать ей о нем, не готов поделиться с кем-нибудь этой сокровенной тайной. Он обожествляет эту девушку, делает ее смыслом своей жизни и боится ей об этом рассказать, чтобы не разрушить хрупкую мечту.

Я отлично помню все те негативные впечатления, которые вызвала у меня книга Сэлинджера. В ней нет любви, нет света — лишь безразличие, затравленность, узость взглядов и навязчивое желание подростка шагнуть во взрослый мир. Не зря именно эта книга была с собой у Марка Чепмена в тот вечер, когда он пять раз выстрелил в спину Джону Леннону. Вспомнив о ней, я, наверное, даже бросил бы книгу Д'Авении после того, первого, вечера. Если бы имел такую привычку — бросать книгу на середине. Но я такой привычки не имею, поэтому продолжил чтение. И сначала с удивлением, а потом с настоящим восторгом отмечал, как история о жизни трудного подростка превращается в историю светлой, романтичной любви, которая, в свою очередь, вырастает из классики романтического жанра в нечто более сложное, в рассуждение о природе любви, о привязанности, о смерти и о том, как можно продолжать жить, столкнувшись с ней лицом к лицу. Поначалу заставляя себя читать через силу, в конце я не мог оторваться. Я читал не взахлеб, так же медленно, как и на первых страницах — но лишь потому, что мне хотелось ловить каждое слово, пропускать через себя каждую мысль — оно, поверьте, того стоило. И даже сейчас, спустя неделю после прочтения, я все еще ловлю себя на мысли, что думаю об этой книге. Все то, чего я ждал от Сэлинджера, начитавшись восторженных рецензий, но не нашел в его книге — все это я нашел у Д'Авении.

"Любить — это глагол, а не существительное. Это не какая-то вещь, определенная раз и навсегда. Любовь развивается, растет, поднимается, опускается, погружается в пучину, течет, подобно подземным рекам в глубине земли...".


Я не из тех циников, которые считают, что это чувство можно разобрать на составляющие, проанализировать, каталогизировать, а со временем — уложить в пыльную папку, поставить штамп "Выполнено" и сдать в архив. Любовь всегда разная, она у каждого своя. Есть любовь, описанная Андре Моруа в его прекрасном романе "Превратности любви" , который произвел на меня огромное впечатление пару месяцев назад. Такая... с одной стороны, страстная и искренняя — но, тем не менее, взвешенная, разумная, глубокая, с привязанностью, ревностью, обидами и их прощением. Зрелая, скажем так. И мне она, признаться, ближе. Но есть и такая, которую показал Д'Авения — идеализированная, всепоглощающая, по-настоящему романтичная, наполненная светом, не отягченная мелкими склоками и бытовыми проблемами — юношеская. Что их отличает? Зрелая полна полутонов. Она лишена крайностей и дрейфует в море всевозможных настроений и оттенков, лежащих между любовью и ненавистью, страстью и долгом, чувствами и бытом. А юношеская — это контраст. Черное и белое. Или, если хотите, белое и красное. Пламенное чувство и серая действительность. Жизнь и смерть, в конце концов.

"Любовь существует не для того, чтобы осчастливить нас, а для того, чтобы показать нам, способны ли мы пережить страдание".


Мы привыкли иронизировать: мол, любая проблема у подростка — это непременно жизнь и смерть, не меньше. А что, если случай распорядился так, что это перестало быть иронией? Что случай столкнул подростка — человека без жизненного опыта, без устоявшихся взглядов, без твердой почвы под ногами — лицом к лицу вот с этой страшной гранью — жизнь и смерть? Это ведь, на самом деле, очень страшно. И именно эти вопросы Д'Авения затрагивает в своей книге. Способен ли подросток, бунтарь с трудным характером, на чувства, которые ведомы не каждому взрослому — искренняя и чистая любовь, сострадание, самопожертвование, самоотдача, прощение?

Концовка у книги в каком-то смысле открытая. Д'Авения не ответил на вопрос: а как этот подросток будет жить дальше? Зная, что жизнь так непроста? Что любимые люди уходят, что близких отнимает смерть и что человек не в состоянии что-то этому противопоставить — лишь принять это как данность? Видно, это уже совсем другая история, да так оно и есть. Итог один — без сомнений ставлю книге высший балл.

Комментарии


А на "Превратности" у вас есть рецензия?
А за эту - спасибо.


Спасибо за отзыв)

На Моруа, к сожалению, еще нет. В последний месяц было мало свободного времени, не успевал ничего писать. Напишу на днях, "Превратности" как раз у меня были следующие на очереди. Очень сильная книга, меня здорово зацепила, написана как будто обо мне.


Тем интереснее будет читать вашу рецензию! Через личное восприятие и опыт!


Попробую. Теперь есть стимул как следует постараться)


Отличная рецензия на отличную книгу! Помню, прочла ее за день)


Спасибо за отзыв) Я тоже в итоге управился за пару дней, сейчас читаю другие книги в серии Рипол Классик, довольно интересные произведения они собрали в ней.


Рецензия чудесная, спасибо!


Вам спасибо за то, что прочли, стараюсь)


...Зрелая полна полутонов. Она лишена крайностей и дрейфует в море всевозможных настроений и оттенков, лежащих между любовью и ненавистью, страстью и долгом, чувствами и бытом. А юношеская — это контраст. Черное и белое. Или, если хотите, белое и красное. Пламенное чувство и серая действительность. Жизнь и смерть, в конце концов.


Как красиво Вы высказали мысль!
Спасибо за рецезию!


Спасибо за отзыв) Рад, что Вам понравилось)