Больше рецензий

13 января 2022 г. 13:08

475

4.5 Психология в преступлениях – вот моя специальность.

К Эркюлю Пуаро обращается молодая женщина, Карла Лемаршан, мать которой шестнадцать лет назад была осуждена за убийство собственного мужа, отца Карлы. Карла собирается выйти замуж.  Для нее важно, чтобы её жених доверял ей и никогда не пожалел о своем выборе. Перед своей смертью, мать написала Карле письмо, в котором говорила о своей невиновности.

Я-то уверена, что она невиновна. Но он (жених) не уверен, хотя понимает, что я, естественно, должна считать свою мать невиновной. Это следует доказать, мсье Пуаро. И сделать это можете только вы!

Родители Карлы не были образцовой семейной парой. Эмиас Крейл (отец Карлы), художник, был большим любителем женщин и пива. Они часто ссорились, но потом всегда мирились. Не задолго до трагических событий, у Эмиаса появилось новое увлечение - двадцатилетняя девица Эльза Грир.  И вот, после очередной ссоры с женой, художник умирает. Причина - отравление ядом, который был в пивном стакане. Бутылку с пивом принесла жена.

Но если не Кэролайн (мать Карлы) совершила это преступление, то тогда кто?

Пять возможных подозреваемых. Пять "поросят"из детской считалки:

Один поросёнок пошёл на базар.
Один поросёнок остался дома...
Кто-то жаркое третьему дал,
Ничего не досталось другому.
Пятый с плачем куда-то бежал
— не найду я дорогу к дому!

Братья Блейки? Один боготворил Эмиаса, другой был не равнодушен к Кэролайн.  Эльза Грир, хотевшая получить Эмиса любой ценой? Гувернантка сестры Кэролайн — Сесили Уильямс, видевшая, как Кэролайн стирает с бутылки отпечатки пальцев и прикладывает к ней руку убитого? Сестра Кэролайн — Анджела Уоррен, которую Эмиас потребовал отправить в пансион, из-за ее проделок?

Вас ведь интересует психология, верно? Материальных улик нет - исчезли окурки от сигарет, следы и помятая трава. Их отыскать нельзя. Зато вы можете изучить факты, приведенные в деле, и, быть может, поговорить с людьми, имевшими к этому какое-то отношение - они все живы, - а потом, как вы только что сказали, вы можете сидеть в кресле и думать. И поймете, что в действительности произошло...

Повествование построено на необычном литературном приеме: одни и те же события рассказываются разными участниками. И не обязательно, что рассказчики врут, ведь каждый человек воспринимает те или иные события по разному.

Никогда двое не вспоминают об одном и том же одинаково или хотя бы в том же порядке. Тем более спустя столько лет! Вы услышите пять рассказов о пяти разных убийствах!

Хотя нечеткость и смазанность воспоминаний персонажей служит и прекрасным прикрытием для некоторых небольших неувязок в деталях сюжета.)

А большой временной промежуток (шестнадцать лет) позволяет писательнице эффектнее обрисовать те последствия, которые появились у каждого участника трагедии, и создать внутреннюю напряженность между они-тогда и они-сейчас.

Использование множественной перспективы при описании Каролины Крейл, позволяет Кристи всесторонний раскрыть её образ. На суде она, с одной стороны, показана как слабое безвольное создание, не способное и не желающее что-либо сказать в свою защиту, но в тоже время оказывается несдержанной, склонной к вспышкам агрессии женщиной, которая в порыве подростковой ревности нанесла увечья своей  маленькой сестре.

Это противоречие специально подчеркивается, чтобы  разрешиться при разгадке тайны, и на всем протяжении книги на него указывают все, кто был знаком с Каролиной.

В этой книге  разгадка лежит в характере героев.

Каждый раз поражаюсь поразительной способности  Агаты Кристи выстроить сюжетную линию так, чтобы у читателя был весомый аргумент подозревать каждого из участников трагедии.

Как и во многих произведениях писательницы - яркие образы, закрученная интрига и неожиданных финал. А психологическая составляющая выше всяких похвал.

Единственно, задумка с поросята, в смысле считалкой, не произвела впечатления. Собственно, когда в 1942 году вышел этот роман, он назывался "Убийство в ретроспективе".

o-r.jpg