Больше рецензий

7 января 2022 г. 17:51

921

5 А оно того стоило?

Сразу возникает вопрос: «А оно того стоило?» Собрать цвет современной российской прозы и детско-подростковой литературы, чтобы на выходе получить пусть остроумный и весьма как сюжетно, так и философски навороченный, но, прямо скажем, без признаков гениальности - роман?
Это с какой точки посмотреть. Если вы ожидаете складный, хорошо прописанный и логично выстроенный текст, то фиг вам. Если же вы – натура творческая, любите поиск и эксперименты, а ещё лучше – сами играете в эти игры, то вам сюда. Лично я принимала участие в создание романа-буриме давным-давно, ещё в школьной литературной студии. Да, уже тогда это называлось именно так, хотя Варламов в предисловии пишет, что термин «буриме» как раз для романа не характерен.
Между тем попытка создания именно прозы-буриме предпринималась в истории отечественной литературы неоднократно. Как известно, в конце 20-х годов прошлого века группа знаменитых российских писателей – Александр Грин, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Исаак Бабель и др. – объединились, чтобы общими усилиями создать роман «Большие пожары». Но совершенная неправда, что , как пишут сегодняшние критики, это был единственный такой опыт и "Война и мир в отдельно взятой школе" -второй роман-буриме якобы за целых сто лет. Между тем, очевидно, хулиганская форма романа-буриме была популярна в советские позднеоттепельные 60-е, так как известно как минимум два таких текста. Это были две попытки создания фантастических шедевров, в одной из которых под названием "Летающие кочевники" участвовали Стругацкие. Правда, назывались они повести-буриме, но термин роман/повесть весьма относителен, а в данном случае важен именно процесс, работа с формой.
Шедевром, однако, не увенчалась ни одна из затей, начиная с "Пожаров". Почему? И возможен ли шедевр в при коллективном творчестве в принципе?
Но вернёмся к «Войне и мир в отдельно взятой школе»
Я бы сказала, что эта книга похожа на гирлянду, собранную из разнокалиберных лампочек, у каждой из которых – своя яркость и свои спецэффекты. Какая-то при этом многозначительно подмигивает, а какая-то лениво тлеет вполнакала.
Кого-то такая сборная солянка откровенно раздражает, но кто-то увидит в ней своеобразную и очень любопытную эстетику. Нечего и говорить, что я отношусь ко второй категории. Атмосфера студийного вдохновения захватила с первой строки и не отпускала до последней. Было потрясающе интересно наблюдать, как кардинально меняются авторские стили и даже жанры – от политического памфлета и школьной истории - к мистике, фэнтези и абсурду. Сюр расцветает и обнуляется, возвращается в реал и опять прорастает фантасмагорией. И всё это, как в прокрустово ложе, пытается уложиться в единый сюжет.
К слову, Денис Драгунский начал историю с захода в политику, коррупцию и аллюзии на школьную классику. Словом, сделал всё, чтобы сразу и наверняка отвратить от текста первоначально предполагаемую целевую аудиторию – подростков. Утешает то, что по мере написания романа-буриме вместе со многими другими компонентами изменилась и предполагаемая ЦА – это теперь явно взрослые.
Если говорить об отдельных авторах, то я открыла для себя имена, которые меня заинтересовали. А вот некоторые метры, наоборот, разочаровали. Например, Лукьяненко – он оказался именно той лампочкой, которая горит вполнакала. Глубоко разочаровал и Быков. Он просто воспользовался трибуной, чтобы без затей, в стиле своих лекций высказать собственные выстраданные мысли о роли литературы в сегодняшнем обществе, о современной педагогике, о подрастающем поколении и социальных протестах. На втором, быковском финале, роскошно расцветший сюр опять съезжает к унылому социуму. Я бы второй финал вообще убрала, оставила бы первый, который написал Николай Караев. Правда, к нему у меня тоже вопросы, но хоть пародия на Пелевина удалась)
Так может ли коллективный роман стать шедевром в принципе? Я думаю, нет. Чем ярче индивидуальность, тем сильнее она тянет в свою сторону, нарушая общую гармонию. И вообще, собрать яркие писательские таланты для воплощения единого текста – это всё равно, что смешивать разные названия дорогих эксклюзивных духов в надежде интуитивно получить волшебный новый аромат.
Получился ли ожидаемый волшебный аромат? На мой взгляд – нет. «Война и мир в отдельно взятой школе» - это тот случай, когда процесс и его составляющие гораздо интереснее результата. Главная же фишка в том, что читатель может проследить за тем, как складывалась эта очаровательная какофония. Очень рекомендую роман всем пишущим людям и тем, кто склонен к творческим экспериментам.