Больше рецензий

28 декабря 2021 г. 14:46

2K

4.5 Спойлер

Фолкнер – потомок аристократов южан, выросший на южных легендах, пытается осмыслить историю Юга, историю Америки и всего человечества и свои размышления вкладывает в произведения.
Название «Звук и ярость» происходит из цитаты в пьесе Шекспира «Макбет», в примерном переводе на русский язык она звучит так: «Жизнь…повесть, рассказанная идиотом: полно в ней звука и исступлённости, но ничего не значащих.» которое можно трактовать как «жизнь полна шума и ярости».
Перед читателем роман, состоящий из 4 частей, первые из которых рассказаны братьями Бенджамином, Квентином и Джейсоном соответственно, повествование в 4 части ведется самим автором.
В романе Фолкнер знакомит читателей с угасающим аристократическим родом Компсонов, с разлагающейся атмосферой, которая царила в доме и решительным образом повлияла на судьбу детей.
В 1 части мы видим происходящее глазами слабоумного Бенджамина, который все передает на уровне чувств и эмоций. Все повествование нелинейно, настоящее постоянно перемешивается с эпизодами из прошлого, а поток сознания Бенджи очень сложно воспринимать.
2 часть, рассказанная Квентином, полна философских размышлений о времени, смерти, месте человека в мире, мужской и женской девственности. Повествование откидывает нас назад на 18 лет в день самоубийства Квентина. Весь этот день он готовится к нему, вспоминая прошлое, рефлексируя по поводу того, что произошло, и в конце концов притворяет в жизнь свой план. Читателю становится понятно, почему он решается на самоубийство и как он воспринимает падение своей сестры Кэдди. Когда она совершает ошибку и навлекает позор на семью, время меняется, и Квентин уже не может смириться с новой реальностью, в своей голове он пытается повернуть время вспять и символично в начале 2 части разбивает отцовские часы, но они продолжают идти, время невозможно вернуть. Если смотреть шире, можно предположить, что Фолкнер пытается показать те изменения, которые произошли с Югом после отмены рабства. И Квентин предстает как человек старых ценностей, который не может жить в изменившемся мире, не может найти себя в новом обществе и уходит из жизни.
3 часть ведется от лица Джейсона в настоящем, в 1928 г. И если в первых двух частях Кэдди была для братьев лучиком света, надеждой, они любили и боготворили ее, то глазами Джейсона она предстает как исчадье самого злого начала, то, что разрушило семью Компсонов, и в особенности, жизнь Джейсона, т.к. ее муж Герберт, который обещал Джейсону место в банке, так и не исполнил обещание и из-за этого он вынужден работать приказчиком в лавке вот уже 18 лет. Джейсон – человек, который все видит через призму денег и если что-то не имеет денежного эквивалента, то оно просто не имеет никакой ценности. Это единственный персонаж, который соответствует Америке того времени, который принимает как должное «культ доллара», при этом неважно, если процесс гонки будет сопровождаться потерей человечности и падением нравственности. И через этого персонажа, можно сказать, Фолкнер выносит приговор американскому обществу XX века.
4 часть написана обычном литературным языком и показана глазами старой няни Дилси. Она настоящий человек, сопереживающий окружающим и бескорыстный. Фолкнер показывает, что настоящий человек не определяется по цвету кожи или по крови, это тот, у кого в сердце тепло и есть духовное начало.
«Звук и ярость» по праву считается новаторским произведением, в котором Фолкнер использовал принципиально новые приемы, причем, как утверждают исследователи его творчества, к некоторым даже он сам никогда больше не обращался. Это роман-ребус, для разгадки которого требуется ни одно прочтение романа, даже с учетом использования ключей с эпизодами, приведенных самим автором для лучшего понимания первых двух частей. Но именно это и делает роман увлекательным, читатель не просто погружается в мысли персонажей (что осуществляется при помощи приема «поток сознания»), он способен прочувствовать их жизнь.
После прочтения у меня сложилось ощущение, что я что-то упустила в этом романе и однозначно буду читать его в будущем еще раз для более глубокого понимания персонажей и сюжета в целом.
Если вас не пугают книги, в которых временная линия постоянно скачет из настоящего в прошлое, и в которой «поток сознания» занимает большую часть текста и если вам нравятся сложные произведения, в которых интересно разбираться, складывать сюжет из хаотичных эпизодов в полноценное повествование, словно разгадывая ребус, то эта книга вам может понравиться.
Моя оценка 8/10