Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

24 декабря 2021 г. 05:46

685

4.5 Девятый класс, молчит звонок, апрельский луч упал на стены… (из песни)

Если идти по пути сравнивания схождений/расхождений между книгой и телесериалом, то рецензия/отзыв может превратиться в простыню с перечислениями. Однако совсем без этого всё же не обойтись.

Честно говоря при просмотре фильма как-то вообще не заморачивался вопросом, а где это происходит, т. е. для меня это был просто какой-то крупный университетский и промышленный город. В книге нас отправляют в Краснодар, и это было немного неожиданно.

Вообще повесть написана совсем неплохим, простым и лёгким в восприятии литературным стилем. От первого лица, коим является как раз наш ГГ. В романе он является центральной фигурой, вокруг которой и в связи с которой крутится-вертится всё действие и происходят все события. Поскольку рассказчиком является сам Нестор Петрович, то и рассказывает он всё происходящее в свойственном ему стиле — слегка академично и не без некоторого занудства, однако же и не без юмора, которым книжный Северов вполне напитан, в отличие от Северова киношного.

Ну, то, что автор распылил других главных персонажей по разным классам школы, а не собрал их всех в один 9 «а», на самом деле мало что меняет, просто для фильма было удобнее сконцентрировать все действия в один класс — кстати, именно поэтому в фильме не показаны уроки Северова в других классах, просто они там, в фильме, оказались не нужны, за сюжетом. И именно поэтому авторы фильма отчасти соединили события с прохождением практики Нестора Петровича в своём первом 9 «а» (в книге) с тем, что происходит с ним в вечерней школе. Ну, и что-то попросту убрали из сценария.

В принципе, можно и дальше следовать по фарватеру «кино-книга», разглядывая поочерёдно то киношные достопримечательности, то книжковые архитектурности. Но при чтении книги если не бросилось в глаза, то пришло на ум вот что — а ведь книга, при всей её юмористической весёлости, ещё и вполне реалистическая и умеренно сатирико-критическая. Автор ловко продёргивает нюансы получения вечернего восьмилетнего и среднего «образования» в описываемые времена — то умудрённая опытом бывалая учительша говорит Нестору, чтобы он не слишком увлекался гусями-лебедями (то бишь двойками), а то ведь могут обидеться и перестать ходить в школу вообще, то директриса вносит свою лепту в соблюдение основного принципа существования вечерней школы — посещаемости, буквально с первых слов открыто постулируя это требование. И хотя в тексте то и дело провозглашается, что в школе сидят рабочие после трудной смены и потому к ним должно проявляться снисхождение, однако автор всё же сумел показать реалии вечерней школы. И в этом контексте наш ГГ как раз выглядит не педантом-историком, а воистину новатором, привносящим в ШРМ новые формы и приёмы обучения (вспомните так талантливо сыгранную в фильме сцену лекции о Нероне), ищущим способы усилить заинтересованность учащегося-рабочего в получении именно образования, а не аттестата об окончании какого-то количества классов.

Как-то так… Всё остальное проговорим живой речью на клубе при обсуждении этой книги всем нашим читательским кагалом.

Прочитано в рамках будущего, январского заседания клуба КЛюЧ г. Валдай