Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2021 г. 15:00

4K

3.5 Если бы запахи заговорили

Мой выбор пал на книгу Милорада Павича прежде всего из-за её миниатюрного объёма. У меня как раз было некоторое время для прослушивания аудиокниги, ну и захотелось познакомиться с новым автором.
По большинству показателей это произведение не должно было мне понравиться. Жанр, скорее, не мой. Я не верю в мистику.
Словесным кружевам, фестонам и завитушкам, за редкими исключениями, предпочту строгую стройность линий. К парфюмам я в целом равнодушна, а в книге то и дело упоминаются разные марки духов.
И всё же, вопреки ожиданиям, книга мне показалась приятно ни к чему не обязывающей, игривой и достаточно увлекательной, чтобы не хотелось бросить её на полпути.
Завитые и надушенные предложения этой тактильной книги предпочтительнее обонять и осязать, а не анализировать и синтезировать.
Впрочем, не все слова одеты словно на главный бал года, некоторые выделяются своей обнаженной неричёсанностью.
Оригинальные метафоры временами ловили моё начинающее ускользать внимание в свои сети.

Сидя в саду, находившемся за домом, на уровне второго этажа, мы щурились в темноту и ели виноградарские персики, пушистые, как теннисные мячи. Когда от него откусываешь, кажется, что кусаешь за спину мышь.

Перед нами несколько историй, скрытых в одном ящике для письменных принадлежностей с множеством отделений - явных и потайных. Итак, открываем ящик и пытаемся разобраться.

Повествование нелинейное, Павич, словно по щелчку пальца, перебирается из Парижа в Белград, из Белграда в Боснию, затем в Италию.
Пространство, время, законы, ко которым работает память - всё это не имеет никакого смысла во вселенной книги.
Мы окунаемся в словесное море, где переплелись любовная история, магический реализм, и, возможно, философская притча. Герои книги обитают в своеобразной области пересечения реального мира, где надо готовиться к экзамену по математике, и мира мистического, где можно умыться тишиной.
Вода здесь может говорить, улыбка насчитывать несколько столетий, погоду можно отгадывать по мелодиям, а мужской репродуктивной орган в состоянии непокоя использовать для гадания.
Героиня умеет читать запахи, а герой стремится забыть свой родной язык, используя те же методы, по которым другие учат иностранные языки. Последнее - пример того, как привычное начинает раскручиваться в обратном порядке.
Будет в этой истории и женская дуэль, в чём можно было бы усмотреть определённую клишированность, но смотрится это довольно органично.

Читая, на минутку задумалась, каково это жить и воспринимать людей и предметы по запахам, которые они источают. Каково это, остро различать едва уловимые ароматы, которых большинство не слышит? Не хотелось бы обладать такой способностью.

Благодаря своей способности читать запахи она тут же почувствовала, что среди её бумаг есть чьи-то ещё, с чужим запахом.

Лично я вынесла из книги одну, как мне кажется, полезную мысль.
Иногда нужно отпустить, позволить обстоятельствам идти, так как они идут, и не пытаться повернуть течение в сторону, которую мы считаем правильной.
Героя книги забирают из Белграда на войну, спустя время он оказывается в Италии… далее судьба застаёт его в фамильном доме в Черногории с прекрасной спутницей.
Нельзя сказать, что он не прикладывает усилий для этих метаморфоз, напротив, он идёт на разные ухищрения, чтобы не быть убитым на войне или не оказаться в Черногории в одиночестве. Но у читателя возникает ощущение такой несколько замедленной жизни, когда нужно не строить долговременные планы, а прислушиваться к собственным ощущениям и всматриваться в то, что нас окружает здесь и сейчас. Иногда можно и тишину послушать. Оговорюсь, это только моё впечатление от романа.
Элементы такого modus vivendi могут пригодиться многим из нас.
Важно, что действующие лица этой необычной истории позаботились о том, чтобы ящик сохранил след, который они оставили на земле, и чтобы нашёлся тот, кто возьмётся соткать из этих свидетельств пёстрое полотно. В конце концов, у каждой истории должен быть свой сказитель.

Подводя итог, скажу, что сюжет в этой книге находится где-то на периферии. Лучше её просто читать и стараться взаимодействовать с текстом, в котором читатель может разглядеть отблески каких-то близких ему или ей смыслов.
У книги имеется ещё один плюс - она вовремя закончилась. Не каждый писатель обладает чувством времени и знает, когда пора ставить точку.
Взвесив все «за» и «против», хотела поставить книге «четвёрку», но эти полбалла настолько субъективны. Словом, более точная оценка - приблизительно 3.7.

Цитата
— Души пользуются нашими снами как местом для передышки в пути. Если к тебе в сон залетит птица, это означает, что какая-то блуждающая душа воспользовалась твоим сном как лодкой для того, чтобы переправиться через ещё одну ночь. Потому что души не могут плыть сквозь время как живые… Наши сны — это паромы, заполненные чужими душами, а тот, кто спит, перевозит их…
— Значит, — задумчиво заключила я, — нет старых и молодых снов. Сны не стареют. Они вечны. Они единственная вечная часть человечества…
свернуть

Не знаю, известно ли тебе, что леса переселяются? Стоит им сняться с места, и они начинают медленное и долгое движение…

Комментарии


Люблю Павича, но он весьма своеобразный, да) Аудиокнига, насколько я помню, классная.


Видела твою высокую оценку книги) А ты что-то ещё у Павича читала?
Аудиокнига классная, да. Отчасти поэтому я всё же решила поставить 3.5, а не 4. Мне показалось, что на моё впечатление от книги не в малой степени повлияла хорошая начитка)


Мне очень понравилась Последняя любовь в Константинополе , что удивительно, поскольку я очень не люблю тему эзотерики (а в романе на картах Таро всё завязано). Но меня так завораживает магический реализм, что я мирюсь и с ней, и с физиологическими подробностями :)

Меньше мне у Павича понравились Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре (своеобразное переосмысление легенды об этих двух влюблённых) и сборник историй несуществующих авторов Бумажный театр (хотя задумка и формат восхитительные, и автор упоминает Дарью Мороз).

Есть ещё один восточноевропеец с магическим реализмом, Горан Петрович, но я у него пока читала только Сеансы одновременного чтения (идея в основе очень классная, и вот они, кстати, почти без неприятного).


поскольку я очень не люблю тему эзотерики (а в романе на картах Таро всё завязано).

О, слышала, что "Последняя любовь в Константинополе" - красивый и символичный роман. Наверное, если вернусь к автору, то к этому его роману. Хотя тему эзотерики я тоже не люблю... Павич, кажется, умеет увлечь читателя темами, которые тому скорее не близки)

Горан Петрович, но я у него пока читала только Сеансы одновременного чтения

У него пока ничего не читала. Возьму книгу на заметку.

Спасибо большое за небольшой обзор восточноевропейских авторов)


Павич, кажется, умеет увлечь читателя темами, которые тому скорее не близки)

он их красиво вплетает в ткань повествования, так что они кажутся приятной магией сродни действию волшебной палочки)

Написала про этих авторов и снова поняла, как сильно соскучилась по магическому реализму. Хочу вернуться к нему в будущем году.


К парфюмам я в целом равнодушна, а в книге то и дело упоминаются разные марки духов.

Вот так читаешь какой-нибудь пёстрый рассказ из 19 века, и там писатель засыпает ( не с смысле спит, это был бы скандал и нонсенс) тебя названиями цветов и кустов, птиц, которых ты и в глаза не видел, и так странно это читать, словно писатель нежно сходит с ума в середине строки и говорит на иностранном языке.
Так и для многих из нас, этот язык духов)
Почти мистика: язык духов..

Впрочем, не все слова одеты словно на главный бал года, некоторые выделяются своей обнаженной неричёсанностью.

Здорово написала...
Если бы на бал Маргариты, пришли цветы... голые и грешные)

Читая, на минутку задумалась, каково это жить и воспринимать людей и предметы по запахам, которые они источают. Каково это, остро различать едва уловимые ароматы, которых большинство не слышит? Не хотелось бы обладать такой способностью.

А каждый преисбыток дара, осязания, это мука.
Только представь, Ник, что люди словно бы подслушивали... тайные мысли? Вожделение человека, его стыд и страх, мечты, быть может...
Всё это есть в запахе, в неком инфракрасном спектре слышимости, но мы этого не замечаем, и хорошо.

Иногда нужно отпустить, позволить обстоятельствам идти, так как они идут, и не пытаться повернуть течение в сторону, которую мы считаем правильной.

Эффект Кутузова) ( я не про торт известный, чудесный, с грецкими орехами! только дай течь обстоятельствам и есться...))

Спасибо за интересную рецензию, Ник!
И с Наступающим!!


Так и для многих из нас, этот язык духов)
Почти мистика: язык духов..

Забавная игра слов :)

Всё это есть в запахе, в неком инфракрасном спектре слышимости, но мы этого не замечаем, и хорошо.

Да, не всё нужно замечать...

только дай течь обстоятельствам и есться

Улыбнул))

Спасибо за внимание, Саш) С Наступающим НГ! Пусть следующий год будет благополучным))


При не очень высокой оценке такая завлекательная рецензия, Ника ))

Словом, более точная оценка - приблизительно 3.7.

Угу. Мне тоже кажется, что по более точной шкале было бы проще ставить (субъективные) оценки.Но что имеем...

У Павича планируешь другие вещи читать?

Но у читателя возникает ощущение такой несколько замедленной жизни, когда нужно не строить долговременные планы, а прислушиваться к собственным ощущениям и всматриваться в то, что нас окружает здесь и сейчас.

Именно так! Только это бывает трудно на практике применять.Вечно куда-то торопимся... Но хоть литература об этом напоминает.

Ника, я когда увидела, что у тебя новая рецка, думала, что будет про ту книжку Капоте о Рождестве, которой ты 5 поставила (я все помню:)).

Но это тоже было интересно, спасибо )



что по более точной шкале было бы проще ставить (субъективные) оценки.

Кристин, да, было бы чуть проще)
Но лично у меня вообще с оценками все выходит очень путано. Вот я прослушала книгу быстро и приятно. Но потом, когда села писать рецензию, ощущалась какая-то пустота. Что-то типа "красота слога ради красоты слога". Вроде я от книги ничего не ждала, но получается ждала немного большего... Но, с другой стороны, я ставила 3.5 "Тревожным людям" Бакмана только за сюжет и идею. То, как книга написана, мне не понравилось. Но там была только оценка без отзыва. Здесь же я написала о книге Павича в позитивном ключе, а впечатления от книги у меня смешанные. Хм, получается текст и оценка уравновешивают друг друга)

У Павича планируешь другие вещи читать?

В ближайшее время нет. А вообще, может быть возьмусь за "Последнюю любовь в Константинополе". А ты читала Павича?

думала, что будет про ту книжку Капоте о Рождестве, которой ты 5 поставила

Извини) Скоро будет про ту книжку :)

я все помню:)).

Не пугай меня))

Спасибо тебе, Кристина!


Павича я не читала.

А вот у Бакмана мне понравилась «Вторая жизнь Уве». Тоже больше сюжет и идея понравились, но и написано было неплохо, как по мне.. чем-то меня книга зацепила, эмоции затронула. Но Тревожных людей читать не тянуло и до твоего отклика )

Скоро будет про ту книжку :)

^_^


у Бакмана мне понравилась «Вторая жизнь Уве».

Не читала "Уве". Но, если я ничего не путаю, вроде именно Уве принёс Бакману мировую известность. Можно предположить, что это наиболее сильный его роман)

чем-то меня книга зацепила, эмоции затронула.

Это очень важно, мне кажется. Далеко не всегда авторам удаётся затронуть эмоции.


Я читал и "Уве" и "последнюю любовь". Если бы послыл первого романа подать в стиле второго, получился бы шедевр. А так вышло "умные в одну сторону, а красивые - в другую"


Если бы послыл первого романа подать в стиле второго, получился бы шедевр.

Элегантно сформулировал)) А "Уве" тебе понравился? На твой вкус, читается с интересом?


А "Уве" тебе понравился?

так себе. Слишком уж автор манипулирует читательскими слезными железами.

На твой вкус, читается с интересом?

учитывая, что ты много слушаешь, могу порекомендовать тебе исполнение Алексея Багдасарова. Но уснуть под его исполнение ты не сможешь. Он будет орать в ухо (не посчитай за спойлер) :)


Слишком уж автор манипулирует читательскими слезными железами.

Не буду, наверное, читать... А слушаю я на самом деле не так много. В основном выбираю книги объемом до 4 часов. И на скорости 1.5... Хочу послушать "Чемодан" Довлатова. Он как раз отвечает этим критериям)
Для чтения глазами мне хватает нехудожественной литературы)

Он будет орать в ухо (не посчитай за спойлер)

Спасибо за предупреждение :)


А когда, кстати, будет рецензия на "компромисс"?


Прочту "Чемодан", узнаю немного больше о творчестве писателя... Может быть, тогда мысли созреют для рецензии) А вообще, мне кажется, такие ироничные, ёмкие и острые заметки, как у Довлатова, лучше один раз прочесть (благо, много времени это не займёт), чем несколько раз о них услышать)


Читая, на минутку задумалась, каково это жить и воспринимать людей и предметы по запахам, которые они источают.

Ника, а ты не читала Патрик Зюскинд - Парфюмер ?Там на этом строится весь сюжет, меня в свое время описание запахов в книге удивило, я даже на какое-то время как будто бы стала больше их ощущать вокруг;)


"Парфюмера" читала, и даже кино смотрела) Да, описание запахов там колоритное, мягко выражаясь. Действительно, становишься на какое-то время чувствительнее к ароматам вокруг :)
Но книга в целом мне не очень понравилась. Показалось, что автор пытается выехать только на интересной идее, а её воплощение оставляет желать лучшего. Ещё помню, думала, что автор, стремясь поразить читателя, немного эксплуатирует тему вони в прошлые эпохи. Люди в то время, наверное, несколько иначе воспринимали запахи... хотя, если судить по запахам, которые сегодня могут создать редкие лошадки в туристических центрах, кто знает?))

Спасибо за комментарий, Галя)


Согласна, я Парфюмера читала очень давно, но и тогда он понравился только необычным взглядом на запахи.
Думаю, конечно, люди были привычны к вони, ведь не было ни чистоты тел, но чистых городов. Нам трудно сейчас такое представить, хотя у нас своя напасть - обилие машин и выхлопных газов:(


трудно сейчас такое представить, хотя у нас своя напасть - обилие машин и выхлопных газов:(

Да :(
В каждую эпоху свои напасти, видимо... и свои особенности быта, которые потом уже трудно до конца представить.


В каждую эпоху свои напасти, видимо... и свои особенности быта,

вот именно. У Золя в "чреве Парижа" тоже немало про запахи. И, да простят меня поклонники его таланта, про запахи сыров было интереснее, чем про главных героев.

…Камам­бер, кото­рый воняет тух­лой дичью, взял верх над менее прон­зи­тель­ными аро­ма­тами мароль­ских и лим­бург­ских сыров; его удуш­ли­вые испа­ре­ния рас­про­стра­ни­лись по всей лавке, он подав­лял дру­гие запахи своим насы­щен­ным гни­лью дыха­нием. Однако время от вре­мени в эту мощ­ную мело­дию вры­вался, как свист дере­вен­ской дудочки, тон­кий голо­сок пар­ме­зана, — а ино­гда бри сопро­вож­дал мело­дию глу­хо­ва­тым и бес­цвет­ным акком­па­не­мен­том отсы­рев­ших там­бу­ри­нов. Затем ливаро само­сто­я­тельно испол­нил репризу пьесы. И вся эта сим­фо­ния на мгно­ве­нье замерла, завер­шив­шись высо­кой нотой жероме с ани­сом, — про­тяж­ной, точно звук органа…

О, какой эпический отрывок... после него не знаешь, то ли пойти съесть кусочек сыра, то ли навсегда отказаться от всех сортов сыра :)
Очень противоречивые чувства)

А "Чрево Парижа" я как-то полистала и поняла, что не хочу его читать... но это, конечно, только моя проблема))


Нет, это моя проблема. Потому что я таки прочитал :)


Книга очень специфичная. Ящик делает ее все таки интереснее.


Вы правы. Строение ящика с несколькими уровнями, отделениями и отсеками, безусловно, неслучайно описывается в подробностях. Самое простое, что мне приходит в голову, - ящик как символ самой жизни? Намёк на то, что жизнь, как и само повествование, не строго линейна, разные времена в ней переплетаются...

Спасибо за комментарий) Добавила строчку про строение ящика в свою рецензию)


Да, рецензия действительно завлекающая, как тут уже написали.

И к вопросу о художественной литературе: вот, уж, точно художественная со всеми составляющими :)

Но знаете, сравнение персика со спиной мышки....а интересно, они пробовали укусить мышь за спину??? незабываемые наверное впечатления :) Волосок к волоску, а главное как в живом или приготовленном виде :)


Очень заинтересовали впечатлением о "замедленности жизни", показанной в этом произведении, с фиксацией на ощущениях. Медитация в действии, т.е. динамическая, так вроде положено правильно называть :)


а интересно, они пробовали укусить мышь за спину??? незабываемые наверное впечатления :)

Ахаха, это очень хороший вопрос))) А то как-то странно, если герои делают такие смелые сравнения, не испытав их на себе... Но, может быть, это какой-то отблеск памяти чувств из прошлой жизни)

Медитация в действии, т.е. динамическая,

Да, мне тоже это кажется интересным и актуальным.

Спасибо вам, что прочитали)


С магическим реализмом у меня в целом дружбы пока не сложилось. К Павичу подступалась, но ничего из этого не вышло. Мне очень близок мир ароматов, но даже эта сюжетная линия не заставляет меня вновь обратиться к автору) Я и Петровича тоже пыталась читать, и  латиноамериканский маг реализм тоже...но увы и ах)


Мне очень близок мир ароматов, но даже эта сюжетная линия не заставляет меня вновь обратиться к автору)

Помню, у тебя были в какой-то рецензии красивые отсылки к миру ароматов. Кажется, в рецензии на одно из эссе Камю :)
Если даже близкая тема не привлекает, то лучше не браться за автора) Столько есть разных книг...

латиноамериканский маг реализм тоже

Эх, понимаю... Как-то начинала "Сто лет одиночества", но у меня не пошло.

Спасибо тебе за внимание))


Ой, даже я не вспомнила, пока ты не написала про Камю)) да, это было "Бракосочетание в Типаса", по-моему)

Я вот пока и не хочу... Но в случае, если когда-нибудь захочу взяться с Павича, то возьму именно книжку)

И у меня аналогично со "Сто лет...". Дважды бралась, второй раз дочитала до середины и опять не вытянула

И тебе, Ника, спасибо!)


да, это было "Бракосочетание в Типаса", по-моему)

Да, оно! Я просто относительно недавно читала эту твою рецензию... да и не настолько я равнодушна к парфюмам, чтобы не обратить внимания на красивые сравнения. Просто мне редко какие ароматы нравятся))


Да-да, мы потом у тебя под рецензией тоже это эссе обсуждали))

Может не пришло еще твое время) я до 18 лет вообще была безразлична к ним, никто даже и представить не мог, что я стану таким парфюмерным гурманом)) Сейчас я уже остепенилась, наелась) И влюбленность перешла в любовь))


Я эссе уже давно читала и не писала рецензию. Алёна, это мы, наверно, обсуждали под твоей и Кристининой рецензиями)) Вот за это я и ценю ЛЛ, можно обсудить то, что мало кому интересно)

Может не пришло еще твое время

Всё может быть, хотя пора, пора бы уже и мне остепениться :)


Да-да,  я помню, что с кем-то из вас, девочки, обсуждала не так давно))

Согласна на все 100%) у меня вообще здесь редко случается, что я обсуждаю ту книжку, которую тоже кто-то, кроме меня читал  -,-

ну прям) твое ароматное путешествие еще и не начиналось, чтобы остепеняться :) а жизнь - это приключение (:


а жизнь - это приключение (:

Всеми лапами поддерживаю это утверждение :)


Впрочем, не все слова одеты словно на главный бал года, некоторые выделяются своей обнаженной неричёсанностью.

твои завитые и надушенные предложения тоже весьма прелестны

а мужской репродуктивной орган в состоянии непокоя использовать для гадания.

и то, и другое будет подробно рассмотрено автором в его "константинополе".
Спасибо, Ника. Здорово написала


Большое спасибо за отклик, Женя)

и то, и другое будет подробно рассмотрено автором в его "константинополе".

Хм, даже не знаю, это аргумент "за" или "против" чтения "константинополя"... а ещё твоя завлекательная рецензия на "константинополь"... Эх, надо подумать)


Интересно


"Хазарский словарь" - вот главная книга Павича. Отмечу также его регулярные эксперименты с формой: ящик, книга-перевертыш, словарь, карты таро - предполагается, что читатель будет следовать правилам игры. Хазарский словарь натурально издан в мужской и женской версиях.


Хазарский словарь натурально издан в мужской и женской версиях.

Интересно, не знала об этом... Думаю сейчас, что одной книги, тем более такой небольшой, как "Ящик для письменных принадлежностей", совершенно недостаточно, чтобы по-настоящему познакомиться с экспериментами Павича.

Спасибо Вам за комментарий.