Больше рецензий

shulzh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2021 г. 20:50

178

5 Далеко смотрел... Три России Антона Чехова

АПЧ - пьесы

Блок 1 - Чайка

1. Всё-таки я не понимаю, почему Антон Павлович выбрал для своей героини Заречной именно образ и символ чайки. Для меня чайка символизирует высшую свободу, независимость... одиночество в конце концов. Нина же с помощью актерского амплуа стремится только к одному: к популярности своей персоны, к тому, чтобы ей поклонялись массы. Для нее именно в этом есть вершина её успеха - завоевать рампу. А чайка тут причем? И изначально Треплев ей нужен был именно для этого, как молодой многообещающий драматург, который писал бы для ее сцены. Как только она встретила популярного и совсем не молодого писателя Тригорина, как тому она потеряла всякий интерес.

2. Я конечно понимаю, что затюканная деспотами родителями, Нина видела в успехе актрисы свободу, но свободу она понимала именно так. И даже двухлетняя практика актрис, ничего не поменяло в ее мотивации. Ее не возбуждает, как Аркадину, процесс творчества на сцене, создание образа и раскрытие себя на сцене. Нине нужно чувствовать себя кумиром масс.

3. Для меня эта пьеса - об многих подводных камнях, которые ожидают творца на его пути, Молодой "графоман" Треплев так и не смог найти себя в творчестве, своей ноты, Костика не понимает тот небольшой круг его читателей, им неинтересно. А вот читателям Тригорина очень интересно читать его развлекательные повести, но вот ему неинтересно их писать. Он пишет их по привычке, и творчество для него превратилось в муку и обузу. Больше всего мне понравилась актриса Аркадина, но моему самая адекватная во всей компании. Ну и в конечно Чехов прав в том, что та молодежь, так же как и современная считает, что успеха добиться легче будучи певицей или актрисой, чем дояркой. Только вот не ронимают они насколько труден этот путь, и не все дойдут до финиша...

4. Чехов предтеча современных постмодернистов... а скорее символистов. Не Нина есть Чайка, чайка есть мечта Треплева о Нине, и своем творчестве, и вот тут образ чайки совпадает символикой на все сто:

Свобода

Одиночество

Творчество

Небо

Боль

Получается главный персонаж этой пиесы это Треплев - как творец, а чайка - это и есть то неуловимое истинное Творчество, недоступное персонажам этого произведения

АПЧ - пьесы

блок 2 - Три сестры

1. Три сестры вместе с их братом Андреем представляют очень точный и полный образ русской интеллигенции, созданный кстати настоящим русским интеллигентом. Той самой, что много говорит и спорит, но редко действует, предпочитая выжидать. Русская интеллигенция часто считает себя совестью и честью русской нации, на деле же большинство ее представителей послушно выполняют социальные заказы, спущенные сверху.

Конечно в этом не только вина нашей интеллигенции, ибо исполнительная и законодательная власть должна внимать умным и слушать умных, именно на этом держится диалог между властью и обществом в идеале. У нас же все наоборот, вообще невыгодно и опасно быть умным и иметь свое независимое мнение.

2. Цитата:


Тысячи народа поднимали колокол, было потрачено много труда и денег, а он вдруг упал и разбился. Вдруг ни с того ни с сего. Так и Андрей...

И это же можно отнести и вообще ко всей России. Такой ведь же колокол... Так и со страной... Кто там - народники, народовольцы, черносотенцы, кадеты и вся эта политическая шушера. А ведь писк стоял, начиная от декабристов целых сто лет. Писк и всевозможная политическая возня, говоря современными реалиями хайп. А потом случилось настоящее бедствие, первая мировая война, и страна посыпалась, лопнула ро швам. А когда к власти пришли шариковы, они первым делом поставили к стенке политических оппонентов и интеллигентов. Со всей великой страны с колоссальной культурой уцелевшая от красного террора независимая интеллигенция уместилась на одном пароходе. Ибо...

3. Три сестры ... три великолепные, обаятельные молодые женщины, такие одновременно и слабые и очень сильные. Чехов постоянно это подчеркивает. И они абсолютно некому по сути ненужны. Вокруг них постоянно крутится кучка офицеров русской армии как стая мух. Единственный, кто решился спустя пять лет общения предложить руку и сердце, был барон Тузенбах, и тут же был убит на дуэли. Сестры мечтают о бегстве, стремятся вырваться из этого провинциального болота, но увы...

Пока читал пьесу, меня упорно не покидало ощущение какой-то надвигающейся катастрофе. Казалось, что с этими женщинами вот-вот должно произойти что-то очень плохое. И Чехов видимо очень рано почувствовал, что грядут очень большие перемены, причем в масштабах страны. То же самое я чувствовал, когда читал его Черного монаха. И лишь робкая надежда на будущее в монологе старшей сестры в финале.

АПЧ -пьесы

бдок 3 - Вишневый сад

Конечно эта комедия - вершина драматургии Чехова, и до сих пор местами она очень смешна и забавна. Конечно образ вишнёвого сада, это образ всей России - отсталой, неухоженной, запущенной на тот момент. Тем более и сам автор, словами Трофимова говорит: "Вся наша страна Россия - это вишневый сад"

Я хочу остановиться на двух главных мотивах пьесы.

1. Первый мотив - классический разбор из школьной программы. Это противостояние в пьесе отцов и детей, двух поколений- антагонистов, символизирующих на тот момент две разные России, старую и новую. Старая в лице Раневской и Гаева - старая патриархальная традиционная Россия, опирающаяся на самодержавие. И новое либеральное поколение в лице купца Лопахина, символ новых веяний, буржуазных и капиталистических отношений. Те самые, которые ненадолго, но взяли власть в феврале 1917 года.

Раневская и Гаев могут бесконечно долго стенать, стонать, заламывать руки и плакать над погибающим вишневым садом, но делать нечего абсолютно не хотят и не собираются. Они будут просто сидеть без денег в кармане, нищие и голодные, и смотреть как умирает их земля. Лопахин предлагает совершенно другой подход - разделить землю на мелкие участки, продать чужим, сорвать и куш... и отвалить.

Заметьте не те и не другие НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ, то есть поднимать землю, культивировать, ну хотя бы снести некому не нужные вишни, и посадить другие более актуальные культуры, те же огурцы, что грызет гувернантка. Поэтому судьба России в будущем выглядит у Чехова весьма печальной, всё-таки он что-то предчувствовал впереди...

2. Второй мотив это то, что о чем я говорил в Трех сестрах. Отношение Чехова к интеллигенции.


"...Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда‑нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало..."

А теперь вернемся к тому, что было сказано про Три сестры)).