Больше рецензий

17 декабря 2021 г. 13:14

2K

3 «Такие мы, люди. Мы большей частью добрые». (с)

Книга 2 — «Человек, который умер дважды» — рецензия
⠀⠀⠀Сложно сказать, почему именно я решила прочитать эту книгу: увидела ли в рецензиях у других, встретила ли на книжной премии «Выбор читателей 2021», читала ли статью об этой книге. В любом случае мне действительно захотелось прочитать эту книгу с весьма яркой обложкой и нетривиальным названием, которые привлекают внимание. Но еще сложнее оказалось описать свои впечатление и свое мнение по поводу нее. С одной стороны, главные герои, которые являются пенсионерами, — необычный ход, который приковывает внимание, а также напряженная кульминация, но, с другой стороны, чрезмерная простота повествования, скукота развития сюжета подводят к противоречивым ощущениям после прочтения. Обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Так как этот автор был мне незнаком, я хотела узнать о нем больше. Итак, Ричард Осман — английский комик, писатель и продюсер. Согласно одной статье, его имя «нарицательное в Великобритании», и от него ждут «чего-то свежего, неожиданного и нестандартного». Это его первая книга, которая мгновенно стала бестселлером, а также было опубликовано более 90 русскоязычных рецензий на книгу. Ошеломляющий успех после огромных продаж всего за несколько дней. А Стивен Спилберг уже выкупил права на экранизацию этой книги. Мне кажется, это может получиться фильм наподобие «Достать ножи» с такой же популярностью. К счастью, многое из этого я узнала только после прочтения, поэтому у меня не было завышенных ожиданий от книги. Но теперь я думаю, что я все же прочту остальные книги из серии, потому что заинтриговали эти успехи. Ох, эти маркетинговые ходы!
⠀⠀⠀Итак, о чем эта книга? Книга повествует о небольшом поселке Куперсчейз для пенсионеров, который построили на территории монастыря. «С виду совершенно мирный» поселок, который является «первым в Британии люкс-поселком для пенсионеров» (однако все же седьмой). А теперь представьте, к вам подойдут и попросят представить, как девушку ударяют ножом, а потом спросят, за какое время эта девушка истечет кровью до смерти. Провокационно. А это всего лишь приглашение в чудеснейший Клуб убийств по четвергам, который состоит из Рона, Ибрагима, Элизабет и теперь Джойс. Сначала они собираются для разбора старых дел, которые не смогли раскрыть, но затем подворачивается настоящее дело об убийстве, которое приводит к удивительным открытиям и пугающим фактам. Они совершенно разные, они даже не готовы называть друг друга друзьями, но каждый из них — идеальная деталь для сложного дела.
⠀⠀⠀Больше всего в книге привлекает задумка использовать пенсионеров, которые по-настоящему увлечены своим делом («Не нравилась мысль, что виноватые преспокойно продолжают своими делами»). При этом это не просто детектив, который ставит перед собой цель — поймать убийцу, но и рассказ о больших и малых переживаниях героев, которые так напоминает бабушек и дедушек. За эти ощущения и эту задумку действительно хочется поставить огромнейший плюс этой книге. Благодаря этому возникает чувству приятного и уютного, несмотря даже на минусы книги. История также напомнила по атмосфере сериал «Убийство в одном здании», где также непрофессионалы занимаются расследованием дела, при этом у каждого есть свои секреты.
⠀⠀⠀Поговорим о стиле, композиции и интересных моментах книги. Во-первых, стоит сказать, что книгу можно условно поделить на две части: повествование от третьего лица и повествование от лица Джойс, представленный в виде дневника, который описывает происходящие события. Такое деление никак не препятствует и не усложняет чтение. Во-вторых, с одной стороны, слог автора очень легкий, плавный, приятный, но, с другой стороны, появляются вопросы к стилю: слишком просто, слишком тривиально, слишком скучно. К примеру, «Ян кивает. Все равно попробовать стоило. Но иногда понимаешь, что придется платить. Ян Достает из кармана конверт. [диалог] Богдан устало смотрит на него. [диалог] Ян отдает деньги». Субъективно, но это действительно слишком просто. Не притягивает, не цепляет. И юмор автора не способствовал лучшему принятию стиля. В-третьих, такое скучное развитие задумки. Экспозиция — интригующе, завязка — скучно и порой нелепо, развитие действия — то же самое, кульминация — снова появляется интерес, концовка — интригующе. Как американские горки с продолжительным падением. В-четвертых, иногда возникало ощущение карикатурности происходящего: слишком наигранно, слишком идеально, слишком удобно, слишком утрировано, слишком часто говорилось об убийстве до самого убийства (так и хочется сказать: «накликали беду»). Нужен человек по рискам? Есть Джоанна, дочь Джойс. Нужен человек со связями в швейцарском банке? Есть Элизабет с должником в этой сфере. Нужен коп под рукой? Есть Донна с желанием проявить себя. И так далее. В-четвертых, постоянное упоминание русских — это к чему? Один раз — ладно, шутки бывают разные, но как минимум четыре упоминания — это, конечно, сильно (причем одно из них скорее стереотипная мысль). В-пятых, несмотря на чрезмерную простоту стиля, автор все же помещает аллюзии на важные исторические события Великобритании (Тони Блэр и Ирак, Маргарет Тэтчер и ее внутренняя политика, Дэвид Кэмерон и Брэкзит и так далее), а также аллюзии на известных персонажей Агаты Кристи (Мисс Марпл и Эркюль Пуаро). Это насыщает текст.
⠀⠀⠀А что можно сказать по поводу персонажей? Для начала вспомним про композиционное деление книги на третьей лицо и первое лицо. Итак, форма дневника позволяет подробно раскрыть Джойс и ее жизненные проблемы больше, чем других. Мы можем заметить заметное развитие Элизабет, но это логично, потому что она инициатор создания Клуба, но сложилось впечатление, что я будто не знаю Ибрагима и Рона (последний скорее раскрывается за счет участия сына в повествовании). В голове закрепилась мысль только о занудстве Ибрагима и о бунтаре Роне. При этом взаимодействие персонажей интересное. Да, они говорят, что они не друзья («Не думаю, что здесь подходит слово «друзья». Мы не стали бы просто так общаться, у нас разные интересы»), при этом они готовы помогать друг другу, просто разными способами. Если говорить про Элизабет, автор будто намеренно оставляет некоторые подсказки, которые могут привести к некоторым важным фактам. Это не минус, это даже круто, потому что интрига сохраняется, и сложно определить, кто же убийца в этой истории. Возвращаясь к карикатурности, то сразу хочется сделать акцент на Яне, владельце поселка. Он настолько злодейский злодей, скажем так, что карикатурность так и напрашивается. А также Джойс — это просто квинтэссенция всех возможных бабушек: от бабушек, которые отрицают возможные проблемы у своих детей (особенно когда у них есть деньги) до бабушек, которые готовы пробовать новое и узнавать сленг. Поэтому я думаю, что в ней можно найти какие-то отголоски наших родственников. И это классно. А если говорить про Донни, то она просто скучная (не как человек, а в плане развития персонажа). Ее драма никак не привлекает, но зато она идеально подходит для дела. К концу книги, на удивление, стал удивлять отец Макки, который сначала казался фоновым персонажем, а потом началось интересное.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): атмосфера уюта; аллюзии на события и литературные произведения; персонажи (Джойс, отец Макки, Пенни, Элизабет); слог автора (правильно, легко); задумка (нетривиальная и завлекающая); кульминация и концовка (напряженно, сильно, интересно); деление на две композиционных части (повествование от третьего лица и повествование в виде дневника от лица Джойс). Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): упоминание русских (четыре раза или даже больше). Слабые стороны (минусы): стиль автора (чрезмерная простота); юмор автора (несмешно ни разу, но английский юмор не прельщал меня особо); деление на две композиционных части, которое приводило к полному раскрытию Джойс, но к потере внимания у Рона и Ибрагима; персонажи (Ян Вентам, Донни и остальные); карикатурность событий и некоторых персонажей (например, Яна Вентама); скучное развитие задумки.
Выводы:
⠀⠀⠀Сначала я даже не хотела писать рецензию, потому что не знала, что можно сказать. Совершенно противоречивые чувства после прочтения, но при этом я постаралась найти для себя плюсы, когда дала время задуматься о книге. На самом деле, я не хочу сказать, что книга настолько плохая. Тут действительно есть как минусы, так и плюсы. Меня привлекают задумка, атмосфера и некоторые персонажи, но полностью отталкивают стиль, юмор, скукота развития задумки. К счастью или к сожалению, я нашла для себя повод для продолжения этой серии, о котором писала выше. Посмотрим, что будет дальше. Рекомендую ли эту книгу? Скорее да, чем нет. Я думаю, каждый читатель сможет получить удовольствие от прочитанной книги в той или иной мере. Даже если встретит минусы.