Больше рецензий

16 марта 2013 г. 15:41

5K

5

Чертовски приятно, когда тебя уважают. Вот Эко читателя уважает. Но только своего. Не в том смысле, что других он не уважает, а в том, что на всех других ему чихать с высокой горки. Это немного похоже на тот принцип работы с аудиторией, который я выработала за почти десятилетний опыт работы в вузе - я буду работать только с теми, кому это надо, буду выкладываться на все сто процентов, а все остальные пускай идут лесом, ведь я не солнышко и всех не обогрею. Вернемся же к "Имени розы"... Если вам нужна эта книга, если вы действительно готовы трудиться, то милости просим на страницы романа, а вот если просто забежать на часок, чтобы приобщиться к чему-то модно-интеллектуальному, то вряд ли ваша оценка будет выше троечки. Ну, правда же - если автор тяжело и кропотливо работал над книгой, собирая информацию, анализируя, выстраивая логические лабиринты, чего ради читатель должен прийти на все готовенькое и прохлаждаться?!

Однако уважение писателя к читателю не исключает того, что первый будет играть со вторым, как кошка с мышкой. Но ведь мышка же сознательно на это шла в данном конкретном случае? Сама просила! Вот и я напросилась на невероятное обилие загадок, неизвестных мне фактов о средневековых монашеских орденах, теологических выкладок и даже архиподробнейшего описания архитектурного устройства зданий аббатства. И это... потрясающе! Да, мне самой не верится, но это так. Листая страницы этого произведения, чувствуешь себя Настоящим Читателем. И я даже не знаю, как правильно сказать - то ли "не смотря на" все эти непонятности, то ли "благодаря" им.

Есть у меня на ЛЛ подборка "Писатели-филологи". Начала я ее собирать, ибо твердо уверена, что глубокое знаний законов языка, текста и т.п. не могут не наложить отпечаток на специфику создаваемого произведения. Это не означает, что только филолог может написать хорошую книгу, ибо он может создать и препаскуднейшую, но что-то общее, порой ярко выраженное, порой неуловимо туманное, в этих книгах будет. Эко - специалист по семиотике. И "Имя розы" все из себя тоже такое семиотичное-семиотичное. Like father, like son. Невероятное удовольствие получаешь, пытаясь понять эти символы. Что-то можешь связать воедино, что-то нет, до чего-то еще надо дорасти.

Итак... До этого момента я была знакома только с Эко-публицистом. Теперь и с автором художественных произведений. Но после "Имени розы" я точно знаю, что буду читать даже "Списки покупок в супермаркете" под редакцией Умберто Эко. А вдруг там что-то такое будет... семиотичное?

10 / 10

Прочитано в рамках книжного ЖЖ-сообщества "Читаем вместе". Присоединяйтесь!

Комментарии


Добро пожаловать в Клуб любителей романов Эко :)) Следующая цель - "Маятник Фуко" ;)


Советуешь именно эту? У меня просто лежит подаренный "Остров накануне"...


Ну, я читал его романы в порядке их выхода, поэтому сразу после "Имени розы" на ум приходит "Маятник", который к тому же я больше всего люблю :)
"Остров накануне" - наверное, самый сложный роман Эко. Могу ошибаться, но думаю, что "Маятник" поможет как-то к нему подготовиться.


Учла, прислушалась :)


Я советую однозначно!


О, смотрю, ты прочитала "Джонатана Стренджа..." (это оффтоп)! :) Блин, ну когда же у меня тоже руки дойдут!!!


Он того стоит, доберись!


удачи на эко-волне


Посмотрела, что вам этот писатель на душу не пошел :)


Но после "Имени розы" я точно знаю, что буду читать даже "Списки покупок в супермаркете" под редакцией Умберто Эко.


Абсолютно те же ощущения) Сметаю все с полок, написанное Эко =)


И какое произведение на данный момент есть абсолютным фаворитом?


Я все равно больше всего люблю Имя розы)) Но не сказала бы, что другие романы или статьи мне меньше понравились)


Ох, я тоже заболела Эко в своем время, скупила все, что только смогла найти! Его книги можно 150 раз перечитать и все равно, что-то новое найдешь, плюс попутно узнаешь еще целый воз информации.


Да, думаю, что точно буду возвращаться к "Имени розы"!


Удачи в освоении книг, автор он прекрасный:)
И можно вставить пять копеек про порядок чтения? :) Я бы тоже советовала в порядке выхода читать, к тому же "Имя розы" и "Маятник" - его все-таки самые знаковые работы. А сразу за "Остров" стоит браться при особой любви к барокко :) Потому что там все такое... барокко)


Большое спасибо за совет! :)


"Есть у меня на ЛЛ подборка "Писатели-филологи"."
"Эко - специалист по семиотике"

Все же, Эко семиотик-философ (+ историк-медеевист), а не семиотик филологического толка. Может быть это различение и кажется каким-то словонацистикой, но мне кажется, что именно этот факт и позволяет рассматривать "Имя Розы" в частности и все литературное творчество г-на Эко в общем, через призму его пост-структуралисткого (хотя и так обозначить своеобразие философской парадигмы Эко дело пагубное, но не об этой детали-ярлыке-слове речь) выстраивания как мыслителя. Его книги дополняют его же исследование (в широком смысле), встраиваясь как илюстрация философствования Эко, особых отношений человека и истории, читателя и текста, истории-читателя-человека-текста-мифа и пр. и пр. Т.е. у Эко книга, как продолжение собственного проживания-осмысления (как у философа-семиотика), нежели некий ученый опыт как метод повествования (как у филолога-семотика). Собственно все, что хотел сказать, но не для самоутверждения глупого, а для дополнения образа Эко.

Рецензия мне понравилась сильно. Спасибо! Было приятно читать.


Мне кажется, что в своих работах Эко сочетает философскую сторону семиотики и филологической. Но над вашими словами тоже задумалась... Надо наверное прочесть больше романов и трудов этого автора, чтобы сформулировать окончательное свое решение :)

И никто про самоутверждение глупое и не думал! ))


Роль читателя. я бы посоветовал посмотреть эту книгу в первую очередь. Там он и раскрывает свое отношение и разрабатывает видение связи читателя и писателя, образ читателя, механизмы воздействия/взаимодействия. В "Роли читателя" Эко и раскрывается с той стороны, которую вы описали в первой половине рецензии)

Еще есть Введение в семиологию , но труд спорный, тем более написанный более сорока лет назад, в момент нового переворота философских-семиотических представлений в европейском сообществе. По общеобразовательной ценности спорный, ибо семиология Эко, существует только у самого Эко, как и у любого уважающего себя знатного философа современности)

Но опять же, все это только мои личные наблюдения и я могу оказаться ужасно неправ в столкновении с объективной реальностью и "объективными" эко-ведами, семиотиками и прочими дипломированными знающими. -)


Вы правы: это потрясающе! Полное погружение в атмосферу монастырского быта, в эпоху этих теософских распрей! Нет-нет, я не поклонник Эко - с Маятником Фуко как-то не заладилось - но считаю его профессионалом, маэстро пера.
Посоветуйте что-нибудь столь же глубоко проработанное?


Криптономикон от Стивнсона)


Да, моя оценка "не выше троечки", да, я "не пожелала трудиться" над этой книгой, ибо не вижу в этом смысла. Таскание воды в решете - тоже труд. Только какова его цель? Корпеть над трудами немецких философов - да, это осмысленное занятие. Вчитываться в каждую строчку Достоевского, тратя на пару страниц несколько часов - да, это того стоит. Но тратить время на то, чтобы узнать детали средневекового монастырского быта и архитектуру строений того времени - увольте. Я никогда не была сторонницей l'art pour l'art, искусство для меня - способ развития серого вещества, а не набивание его, словно чердак, всяким бессмысленным хламом.