Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 декабря 2021 г. 03:17

370

5 "ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК, КОТОРЫЙ ВЗОРВАЛИ"

Прочитав последнюю из трех книг «Миллениума» отметил для себя, что признаваться в восхищении перед раскрученным рекламой блокбастером как бы дурной тон. Но, например, такой латиноамериканский титан как Марио Ваграс Льоса считает это возможным, сравнивая Ларссона с Дюма. Возможно, что перед нами как раз тот редкий случай, когда растиражированный хит является кроме всего прочего еще и культурным явлением.

Под обложкой остросюжетного романа автор раскрывает важные моральные и нравственные проблемы, его перо в полной мере служит делу борьбы за справедливость и защите слабых и униженных. Ларссон, профессиональный журналист левых взглядов, сделал главной героиней своей истории девушку, которую преследуют мужчины, служба опеки, психиатрия, правоохранительные органы, отец и брат, преступные группировки и спецслужбы. Само общество отвергают ее за инаковость, признавая чужой. За десятилетие после выхода трилогии, героев подобных Саландер, стало несть числа и сама эта повестка приобрела в Европе огромное, зачастую чрезмерное, значение. Для Стига Ларссона победа Лисбет Саландер, асоциальной аутистки-хакера с фотографической памятью и выдающимися математическими способностями, над системой при помощи людей доброй воли олицетворяет веру в торжество истинной свободы конкретной индивидуальности. При этом важнейшей линией романов является приверженность обоснованию важной роли средств массовой информации в обеспечении действенности демократических основ общественной жизни. Ну и конечно необходимо отметить талант Ларссона как беллетриста, создающего занимательный связный текст, оторваться от которого весьма трудно. Даже при том, что лишь первая книга является детективом, а вторая по сути всего лишь предисловие к третьей. Сквозной сюжет и персонажи, сведение различных нитей в тугой узел однозначно позволили бы писателю написать планируемые десять романов цикла, сложись его жизнь по-другому.

картинка Githead

Придуманные им герои войдут в золотой фонд героев детективных романов, чего уж там. Интересно, что сам Ларссон говорит по этому поводу: «Я представлял себе Пеппи Длинныйчулок. Какой бы она была сегодня? А дай-ка я сделаю ее 25-летней и пусть она будет изгоем. Друзей нет, социальные способности – ниже среднего. Такая вот у меня была оригинальная мысль». Создавая Саландер противовес, он опять обратился к персонажам Линдгрен – на этот раз Калле Блумквист, мальчик-детектив. «Только теперь ему 45, и он журналист. Альтруист, всезнайка, издает журнал «Миллениум». Но нам-то понятно, что журналиста автор писал в большей степени с себя.

Более конкретно о рассматриваемой книге. Саландер с пулей в голове прикована к постели в больнице, где через несколько дверей лежит ее не до конца убитый отец – бывший русский шпион, негодяй и убийца Залаченко. В целях сокрытия скандала с преследованием Саландер, секретное подразделение службы безопасности готово пойти на все, вплоть до убийства. Дело неумолимо движется к суду, где будут поставлены все точки над всеми теми, кто в этом нуждается. Движущая сила интриги романа - в раскручивании спирали конституционного кризиса. Раскрытие обстоятельств существования шведской спецслужбы, незаконно шпионившей за шведскими же гражданами, покрывающей преступника, запирающей подростка в психиатрическую клинику на основании фальсифицированной экспертизы, подбрасывающей наркотики, нанимающей убийц и никем не контролируемой – способно скинуть правительство и разрушить легитимность власти в Швеции.

Вывод: "Отлично". Завершающая часть трилогии, написанной Ларссоном. Читать книжку очень интересно, особо удалось судебное разбирательство.