Больше рецензий

orlangurus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 декабря 2021 г. 12:02

2K

5 "Семи миллиардам человеческих существ, неожиданно выяснивших, что они, возможно, и вовсе не существуют на самом деле, трудно проглотить эту пилюлю."

Признайтесь честно, как делаю сейчас я, - ведь когда на экране рядом с гражданским самолётом появляются истребители, сердце всегда немного ёкает, независимо от сюжета и качества фильма. У меня так точно. Вот и в этой книге происходит та же, затасканная Голливудом ситуация, по-прежнему не оставляющая никого равнодушным. Только вот причина появления истребителей - совершенно не банальна. К сожалению, аннотация к книге и многочисленные упоминания о ней как о лауреате Гонкуровской премии 2020, включающие краткий пересказ, полностью исключают возможность гадать, что там с этим самолётом, да и обложка у книги вполне "говорящая". Но тем не менее читатель получает возможность напрячься в эмоциях, особенно когда понимает, что вся вереница персонажей, которые разрозненным потоком прошли перед ним в начале книги, - это пассажиры злополучного рейса 006.

Ключевой персонаж книги - писатель Виктор Месель, в какой-то степени, насколько я поняла, представляющий именно авторскую точку зрения, некий его аватар, думает: "Хорошо бы выбрать одного из этих незнакомцев (или одну из них), описать, найти точные слова и поверить наконец, что он подобрался достаточно близко, чтобы ничего не исказить. Затем перейти к следующему. И так далее. Три персонажа, семь, двадцать? Скольким синхронным историям согласится следовать читатель?" Так вот, при том, как написаны эти истории, я бы согласилась и на большее количество))).

При всей сложности поднятых проблем, а среди них и религиозные, и касающиеся безопасного использования научных открытий, и гендерные, и проблемы отношений в семье, книга читается очень легко, держит в напряжении и заставляет думать. Это, конечно, не всегда приятно, зато всегда полезно. В качестве примера несколько фраз:

"Все-таки есть жизнь после смерти, особенно после чужой."

"Никакой жизни не хватит, чтобы понять, до какой степени всем на всех наплевать".

"Надежда заставляет нас томиться перед дверью счастья. Когда надежды сбудутся, мы попадем в прихожую несчастья".

Надо отдельно отметить прекрасную работу переводчика. Живость языка либо полностью сохранена, либо даже улучшена, это сложно сказать, поскольку других книг ле Теллье я не читала. Кстати, в тексте есть рассуждения того же самого Меселя о том, что переводчик - полноправный творец. А разве нет? Только посмотрите, как изящно по-русски звучат рассуждения киллера, меняющего фамилию на Блейк: "И потом, Блейк - блэк, блик и клик - блекнет лик". (Блэк простительно, в оригинале наверняка это слово было на английском.)

Ещё хотелось бы сказать пару слов о том мнении, которое я видела в других рецензиях. Роман назван постмодернистским. Беда в том, что сам постмодернизм - довольно расплывчатое понятие. Просто скажу, что для человека плюс-минус приличной образованности не возникнет необходимости лезть в Википедию и выяснять, что это за философское течение или религиозная конфессия и существовал ли такой писатель.

Так что можно смело читать просто для собственного удовольствия, радуясь, что нас не коснутся (?) подобные события, особенно в финальном исполнении...