Больше рецензий

6 декабря 2021 г. 23:35

426

4 Модернистская семейная сага

Предпоследний роман Вулф начинается как семейная сага. Перед нами появляется полковник Парджитер со своей огромной семьей из жены, семерых детей, бесчисленных родственников и  любовницы. Однако Вирджиния Вулф не была бы одной из главных модернистов если бы написала банальный реалистичный роман в духе Голсуорси.

Очень скоро картина большой семьи разваливается на осколки, которые по отдельности оказываются в центре внимания Вирджинии Вулф, отодвигая остальных на задний план. 

Ещё одна особенность этого романа напомнила мне «Бешеных псов» Тарантино (да простят меня за такой пример). В этом фильме показаны события до и после ограбления, а само ограбление остаётся за кадром. Так и в «Годах» герои показываются в такие моменты, когда основные события их жизни либо ещё не начались, либо уже все позади и читатель может лишь догадываться по разбросанным в тексте намекам о том, что же с героями происходило все эти 50 лет (именно такой хронометраж романа). Так, к примеру в начале романа мы видим сына полковника Парджитера Эдварда, влюблённого в свою кузину Китти, в середине, спустя несколько лет, мы узнаём, что она вышла замуж другого, а в конце, по отрывочному намеку его сёстры, мы понимаем какой трагедией для него стала потеря любимой. А Первая Мировая война, на которую приходится часть романа, вообще остаётся в тексте лишь в виде отдалённых взрывов бомб, будто и не война это, а лишь «игра детей с шутихами» (по выражению одного из персонажей). 

«Годы» - это роман-мозаика, пазл, который должен собрать читатель, конструируя биографию героев, по разбросанным тут и там намекам. Возможно такой должна быть модернистская семейная сага.