Больше рецензий

Nekipelova

Эксперт

я мог бы выпить...

4 декабря 2021 г. 18:18

345

4.5

В «Терезе Ракен» я поставил перед собой задачу изучить не характеры, а темпераменты. В этом весь смысл книги. Я остановился на индивидуумах, которые всецело подвластны своим виршам и голосу крови, лишены способности свободно проявлять свою волю и каждый поступок которых обусловлен роковой властью их плоти. Тереза и Лоран — животные в облике человека, вот я все.

Так написал Золя в предисловии к своему роману. И ты уже понимаешь, что прошло так много времени, так много изменилось. И изменилось самое главное - отношение к человеку. И это уже не такое трепетное и восторженное как к венцу эволюции. Все становится примитивнее и гораздо грубее. Превращается в насмешку над природой.

Из всех животных жесток только человек. Только он причиняет боль ради удовольствия".

И мы уже не можем воспринимать этот роман так, как нам бы хотелось. Потому что мы уже насмотрелись на такие жестокости, которые заставят любого человека 19-ого века поседеть от ужаса. И не в жестокости дело, а в отношении к насилию и жестокости. Да, времена меняются и теперь насилие одного человека над другим воспринимается совершенно нормальным, а не происходит расцвета гуманности, как предполагали люди 19-ого века.

Морг — зрелище, доступное любому бедняку; это развлечение, которое на даровщинку позволяют себе и бедные и состоятельные прохожие. Дверь отворена — входи кому не лень. Иные любители, идя по делу, делают порядочный крюк, лишь бы не пропустить это зрелище смерти. Когда плиты пустуют, люди выходят разочарованные, словно обокраденные, и ворчат сквозь зубы. Когда же плиты густо усеяны, когда развернута богатая выставка человеческого мяса, посетители толпятся, наслаждаются дешевым волнением, ужасаются, шутят, рукоплещут или шикают, как в театре, и уходят удовлетворенные, говоря, что сегодня зрелище удалось на славу.

И я не согласна с Золя, что его герои - животные, руководствующиеся только звериными инстинктами. Ни одно животное так не поступит. Подло, из-за угла, грязно, мерзко и заранее обдумывая и вынашивая планы. Нет, звери так не могут. Так может только человек. И он идет на это сознательно, заключая сделку со своей совестью и моралью, с инстинктами и прочим биологическим кодом. Он взвешивает всё и думает о последствиях. Ведь когда-то он считался выше всех в животном царстве.

И, даже, сделав допущение, что легко можно поступить так, как поступили наши герои, то всё равно возникает такая куча вопросов, которые просто не решить без спойлеров.

Когда Тереза в первый раз вошла в лавку, где ей отныне предстояло проводить дни, ей показалось, будто она спускается в сырую могилу. Тошнотворное ощущение подступило ей к горлу, тело содрогалось от ужаса. Она взглянула на грязную, сырую галерею, зашла в магазин, поднялась на второй этаж, обошла все помещение; от голых комнат, без мебели, веяло ужасом одиночества и запустения. У молодой женщины не вырвалось ни единого жеста, не нашлось ни единого слова. Она как бы оледенела.

Мне кажется, что главная мысль тут такая: что такое мораль, откуда она берется у человека, может ли она "завестись" сама по себе, без образования и воспитания. И если может, то будет ли она связана с чувством вины и откуда берется еще и вина, если у человека нет никаких моральных ориентиров. И он вполне может убедить себя, что он заслуживает большего. И не только заслуживает большего, но и справедлив. И вот на этом основании, что человек высокоморальное существо и построена вторая часть романа. По-другому просто не может быть. Если бы дело происходило в наше время, то конец был бы другой. Но во время Золя нельзя было признать, что человек может так низко пасть и при этом остаться человеком.

— Случается, что люди умирают, — прошептала она наконец. — Только это опасно для тех, кто остается.

Очень похоже на русских классиков, но есть и отличие. У Золя герои не интеллигенты, а крестьяне и рабочие. Они не выражаются высокопарно и о высоком и чистом, но оно у них проскальзывает на заднем плане.

На этом заканчиваю, потому что очень сложная книга. С одной стороны, написана по канону, а с другой - в 21 веке не верится в этих героев. Но по-прежнему ясно, что человек может скатиться до уровня животного. Но Золя - романтик и верит в то, что человек никак не может остаться животным, он всё равно попробует стать человеком. Осознавшим невозможность оставаться на дне и в грязи.

Прочитано в рамках клуба "Читаем классику вместе"

`