Больше рецензий

Kenzy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2013 г. 10:22

520

4

Обязательные кураторские записки, которыми Дмитрий Глуховский снабжает каждую новую книгу серии, красноречивы до зубовного скрежету. Они пестрят прилагательными (чаще всего в превосходной степени), всегда напыщенны и неуместно парадны. Что ни книга, то «настолько необычная, насколько и незабываемая», что ни язык, то «интересный, затейливый, яркий», что ни сюжет, так «напряженный, как струна натянутая», «пронзительный» и прочая карамель в этом духе. На деле же под глуховскими фантиками чаще всего прячется либо колченогая поделка начинающих авторов, либо ладно сбитый, но абсолютно стерильный в плане художественной ценности текст «проектного» автора (Леженда, Палий, Шакилов, Буторин и пр.), которых Глуховский — внимание! — в свое время клятвенно обещал в серию не пускать, а из нелюбимого им «сталкера» так и подавно.

Однако в предисловии к «Корням Небес» Глуховский никого не обманул. Да, случись ядерная война, все будет именно так. Да, книга мрачная и полна физиологических подробностей. И в третий раз «да»: на данный момент это самый сильный и крепкий роман во всей серии.

«Корни Небес» — это путь через покрытую снегом и льдом Италию вместе с католическим священником, последним инквизитором Святой Церкви Джоном (Джеком) Дэниэлсом. В нелегком путешествии его сопровождает отряд швейцарских гвардейцев — элитной церковной стражи, которая, впрочем, похожа на саму себя ровно настолько, насколько Рим постъядерный напоминает довоенный. Цель всей миссии — добраться из Рима до Венеции, где по слухам кочующих по поверхности караванщиков, обитает таинственный Патриарх. Его нужно найти и уговорить занять вакантную после смерти Папы должность главы римско-католической церкви. Но это лишь одна сторона медали. На её реверсе миссия куда менее благочестивая, в которой отец Дениэлс всего лишь разменная монетка.

Не избегая классической для подавляющего большинства постапокалиптической литературы схемы — квестовый поход из точки А в точку Б, — Аволедо старательно уходит в сторону от уже набившего оскомину отстрела мутантов и поиска очередного триггера, способного если не спасти, то хотя бы удержать мир в нынешнем своем состоянии. Разумеется, мутанты и схватки никуда не делись, но сцены с ними тут настолько невыразительны и схематичны, что складывается ощущение: здесь они исключительно ради соблюдения «технического задания» сеттинга.

Роман нестерпимо реалистичен, чем на корню убивает тот постапокалиптический романтизм, коим отравлены многие читатели серии. Мир, в котором обитают выжившие, чудовищен: грязь, смерть, каннибализм, тотальный геноцид — средневековье в худших его проявлениях. Но кровь, боль и ее проявления у Аволедо вовсе не для китча. Наоборот, они — сакральны, они объект изучения, они — симптомы времени. Как и религия. И люди, которые исповедуют в новом мире и то, и другое. Поэтому в книге есть место и откровенному уничижению Святого Престола, Папы, и свету настоящей Веры, и языческому мракобесию, и христианскому фанатизму. Причем сплелось все крепко — не развязать. И если Маккарти в своей «Дороге» убедительно описал пустоту, то Аволедо напомнил читателю, чем она может заполниться. Религии уходят как люди. Религии теряются как люди.

Финальный аккорд романа делает большой шаг в сторону от канона и тем, наверное, не по нраву многим фанатам вселенной. Он по-настоящему булгаковский, волшебный, сюрреалистичный. Как сказал один из авторов серии: он — открытая дверь, за которой раскинулось нечто, что не оценить одними лишь глазами. Финал требует подготовки, паузы, терпения — лишь по их результатам можно оценить всю глубину авторского замысла.

Вердикт: очень крепкий и солидный роман, выделяющийся на фоне коллег своей общей «взрослостью», детализированностью погибшего мира, небанальной и сложной идеей. Тот самый случай, когда книге тесно в проектных рамках, и когда украшающий обложку значок «Метро2033» не должен никого от неё отворачивать.

Комментарии


Иностранные авторы лучше пишут, чем наши!


в серии еще Врочек хорош)
А так -- дело вкуса, западные мне чаще всего чуть больше нравятся, да.


Интересно, Глуховский действительно читает все книжки, которые лепятся для серии?


Насчет всех -- сомнительно. Там вроде есть пара кураторов на полной ставке. Вот они, наверное, читают все.


Бедняги.


Та ничего) Они ж на зарплате поди))


Даже почитать захотелось, несмотря на то, что оригинал я не особо люблю, да и Антонов своими "Темными туннелями" меня от серии отпугнул (так отпугнул, что даже Врочек потом не смог меня до конца переубедить).


Меня в общем-то Врочек и заманил)


А мне не повезло: я начала с Антонова. "Питер" Врочека начинала читать с мыслью о том, что это будет контрольный в голову всей серии от меня и больше я к ней не притронусь. А оказалось, книга интересная и написана хорошо. Но как-то боязно было, что в серии больше ничего интересного нет. Спасибо за наводку, в общем)


Прочитайте, чтобы сделать свой вывод. Ничего общего с серией метро - эта книга не имеет, и это радует. Это отдельно стоящее от всех этих "сочинений на тему", произведение. Полностью согласен с автором отзыва - значок «Метро2033», к сожалению, способен заставить пройти мимо книги.

ps: Жаль, что никому из наших "писателей", и даже создателю вселенной - Глуховскому - не удалось дотянуть до этого уровня. Расслабились.


Как только, так сразу) Книга уже в хотелках.

P.S.: Глуховский вообще как писатель слабоват, я считаю.


Кстати - Корни Небес - скорее постапокалиптическое фэнтази, или притча, т.е. в ней оч много мистики/фантастики по сути (особенно в заключающей части книги). Это и отличает ее от других книг серии - где все в основном - тупо бодилка супермена по туннелям метро и геноцид мутантов.


Эх...а я очень много ждала от этого романа но так и не дочитала его. Не пошел абсолютно...хотя после вашей рецензии о концовке задумалась,может и стоит дочитать...
П.с.в серии метро на мой взгляд вообще мало стоящих книг.Хотя роман "К свету" произвел оч сильное впечатление и порадовал:)


Если не пошел с самого начала, то концовка не спасет. Не надо себя мучить ) Просто не ваше, наверное.


Спасибо за хорошую рецензию. Сейчас начал читать эту книгу и признаю - она написана иначе, совсем другим, языком. Про все остальное узнаю, закрыв последнюю страницу. Что же касается всех книг этой серии - прочитал помимо Глуховского - только Путь к Свету, выбрав ее - как книгу, которая была заявлена "лучшей" из всей серии... Если это так, то я ничего не потерял. не прочитав остальные. Шаблон + Тоска.
Я люблю жанр постапокалиптики и в кино, и в книгах - и есть куча достойных примеров книг - от "На Берегу" до "Противостояния".


Вам спасибо)