Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2021 г. 19:20

3K

4 Хотите об этом поговорить?

Эта книга о жизни, находках и утратах. Она о том, что наполняет человеческое бытие, - наших отношениях с другими и с самими собой. О том, что впускать новых людей в свою жизнь бывает трудно, порой опасно, но иногда это единственный способ вытянуть счастливый билет.

Перед нами три этажа, на которых обитают три независимые истории. Их героев объединяет многоквартирный дом в пригороде Тель-Авива.
Этажи как отдельные вселенные, связанные едва заметной ниточкой.
Дом можно уподобить палимпсесту. За верхним слоем-этажом со своей уникальной историей скрывается нижний, на котором написан другой, не менее уникальный, текст.
Как известно, почти любое высказывание отвечает на прошлые высказывания, обращено к кому-то и в той или иной форме предвосхищает ответную реакцию на него. Думаю, это можно отнести и к нашим трём высказываниям-историям. Они не только не существуют в вакууме, но и не кажутся полностью законченными, словно обрываясь многозначительным многоточием.

Итак, пробежимся по этажам.
На первом обитает семья с двумя девочками. Их старшая дочь пережила шок, замкнулась в себе, и отец пытается разобраться, что же произошло и как помочь дочке.
Этажом выше молодая женщина с чувствительной психикой страдает от общего одиночества и того, что её муж всё время пропадает в командировках.
Поднимаемся на следующий этаж и встречаем овдовевшую судью на пенсии. Она пытается примириться с утратой мужа и разрывом отношений с единственным сыном.
Главное, что объединяет людей с такими разными судьбами и о чём они кричат со страниц книги, - потребность выговориться. Неважно, беседуете ли вы с кем-то, сидящим напротив за столиком кафе, пишете другу, живущему за тысячи километров, ведёте интенсивный внутренний монолог или наговариваете на автоответчик сообщения для умершего супруга.
Возможно, вы делитесь сокровенным с вымышленным другом. Это не меняет сути.
Если мысли не облекать в слова, они рискуют рассеяться в воздухе или растаять как снежинка на тёплой ладони.

Героям Эшколя Нево в некотором смысле повезло. Им удаётся найти, кому рассказать о своих переживаниях и событиях из жизни, вымышленных или реальных.
У всех трёх рассказчиков - одного мужчины и двух женщин - имеется своя тайна, которой они должны с кем-то поделиться. Это помогает им не утратить контакт с реальностью и отличать фантазии, в которых иногда нет ничего плохого, от будничной жизни. Правда, получается это у них с неодинаковым успехом.
Так, у первого героя - отца двух девочек - импульсы берут верх и он, по собственному выражению, переступает черту.
Женщина, живущая в квартире на втором этаже, принимает волевое решение изменить образ жизни, который не идёт на пользу её ментальному состоянию.
Двора - вдова с третьего этажа - приближается к концепции «сверх-я», об этом чуть позже. Она учится принимать собственные ошибки и нести за них ответственность, не осуждать или, по крайней мере, как можно меньше судить других и себя. Находит в себе силы попробовать восстановить отношения с сыном.
Героиня приходит к осознанию того, что с годами часто делаешь то же самое, только более осознанно
Ещё понимаешь, что бывают ситуации, когда неважно, кто прав...
Все три части романа достаточно увлекательны, быстро читаются или, как в моём случае, слушаются.

Автор посредством одной из героинь доступно намекает на структуру книги. Три этажа как три сущности Фрейда. Известно, что основоположник теории психоанализа, выделял три уровня психики человека - «Оно», «я» и «сверх-я».
Для иллюстрации иногда приводят следующий пример. Представьте человека, на левом плече которого сидит маленький дьявол, толкающий его к плохим решениям, на правом - маленький ангел, побуждающий его делать правильные выборы. Человек застрял между ними и вынужден принимать жизненно важные решения. Согласно Фрейду, думающее только об удовлетворении собственных потребностей «Оно» ведёт себя как маленький дьявол. Супер-ответственное «сверх-я» играет роль ангела, стремящегося всегда поступать как должно и социально приемлемо. И, наконец, «я», этот слуга двух господ, сравнивается с самим человеком, который принимает решения и мириться с их последствиями.
картинка nika_8

Так вот, эти три метафорические конструкции по задумке автора соотносятся с тремя этажами и историями их жильцов.
Отмечу, что к идеям Зигмунда Фрейда я, как, наверное, многие, отношусь со скепсисом.

Несколько слов о теориях Фрейда
Современная наука опровергла многие из его идей, другие существенно переработала. Одна из ключевых проблем с большинством теорий Фрейда в том, что их нельзя проверить экспериментально. А без этого нельзя говорить о научности.
Мало кто сегодня воспринимает буквально концепцию Эдипова комплекса, пять стадий развития по Фрейду или те же три компонента личности.
При этом имя Фрейда до сих пор одно из самых известных в психологии, и вряд ли кто-то станет отрицать ту роль, которую он сыграл в развитии психотерапии.
свернуть

Однако вышесказанное не помешало мне оценить роман положительно. Так что, независимо от вашего отношения к фрейдистским концепциям, можете браться за эту книгу.

Напоследок подслушаем книжный диалог между супругами, Дворой и Михаилом. Двора рассказывает о делении Фрейдом психики на три составляющие.

<...> Промежуточный этаж занимает «я», которое пытается навести мосты между нашими влечениями и реальностью. На верхнем, третьем этаже царит его величество «сверх-я», с суровым видом призывающее нас к порядку и требующее, чтобы мы учитывали, как наши поступки воздействуют на общество.
Я прямо-таки слышу, как ты [Михаил] тоном человека, которому прекрасно известен ответ, задаешь мне вопрос: «Существуют ли хоть какие-то доказательства справедливости этой теории? Прошла ли она научную проверку?»
– Нет.
– В таком случае какова ее ценность?
– Никакой.

Что ж, видимо, Михаил был умным человеком. Впрочем, его супруга в глубине души осталась при своём мнении, как это нередко бывает в случае разногласий.

Комментарии


Дом можно уподобить палимпсесту. За верхним слоем-этажом со своей уникальной историей скрывается нижний, на котором написан другой, не менее уникальный, текст.

Интересное сравнение.
Было бы забавно, если бы... и этажи "говорили" словно бы на разных языках, буквально.
В средних веках такое было распространено: сквозь свитки строгих суждений богословов, проступала солнечное язычество былых веков...
Словно солнце зашло и вот вот встанет однажды)

Если мысли не облекать в слова, они рискуют рассеяться в воздухе или растаять как снежинка на тёплой ладони.

Чудесное написала, Ник.
А может ведь быть и иначе: эти невысказанные мысли заметут душу или дверь, и потом уже не откроешь её.

Двора - вдова с третьего этажа -

Похоже на экзистенциальную скороговорку)

Представьте человека, на левом плече которого сидит маленький дьявол, толкающий его к плохим решениям, на правом - маленький ангел, побуждающий его делать правильные выборы.

Ник... а если, на левом плече - бесёнок, и... на левом же плече, рядом с бесёнком, сидит, свесив ножки, ангелочек, и вместо они что то там курят и обсуждают с улыбкой... тебя?)

Интересное окончание рецензии)
Спасибо за интересную рецензию, Ник!
Тёплого утра и дня)


Похоже на экзистенциальную скороговорку

Да)

если, на левом плече - бесёнок, и... на левом же плече, рядом с бесёнком, сидит, свесив ножки, ангелочек, и вместо они что то там курят и обсуждают с улыбкой

Саш, а могла бы получиться классная визуализация :)
Кстати, сейчас подумала, почему обязательно на левом плече сидит один, а на правом - другой? Почему бы и не наоборот?)
На самом деле я не планировала писать эту рецензию. Но картинка с Симпсоном, на которую я случайно наткнулась, дала мне импульс это сделать, не откладывая в долгий ящик. Правда, признаюсь, приходилось себя временам удерживать от неуместной в этом обзоре критики теорий Фрейда)

Спасибо тебе за тёплый комментарий, Саш! Уютного дня и вечера :)


Интересное окончание рецензии)

Кстати, у отрывка, который я привела в конце, такое продолжение:

– Это чистое безобразие! – говоришь ты. – Ты можешь представить себе решение суда, не основанное на доказательствах? Медицинский диагноз без указания симптомов? Только в психологии возможен профессиональный спор вокруг теории, не имеющей фактического подтверждения!

забавно, что сверх-я является по жизни судьёй :)


Фрейд наверняка нашёл бы в этом какой-то скрытый смысл) Как судья она вынуждена была вытеснять многие переживания и эмоции...
Читала где-то, что намёк на теорию Фрейда в названии привлекает больше читателей к книге. Интересно, как она называется на иврите... скорее всего, так же)


Так тут даже не скрытый, а открытый смысл. Супер-эго - это та часть, что судит, критикует, ругает и т.д. "я".
Да, я порылся, так и называется.
Оказывается автор - внук одного из первых премьер-министров Израиля.


Супер-эго - это та часть, что судит, критикует, ругает и т.д.

Да, конечно. Но рассказанная в книге история позволяет подумать и о менее явных интерпретациях. Особенно если мы рассматриваем супер-эго как некую метафорическую целостность. Скажем, именно судья приходит к мысли, что надо стараться как можно меньше судить людей вокруг и отчасти себя.
Что-то вроде "у каждого есть своя история, каждый прошёл через что-то, что изменило его и нам неведомо. Поэтому не стоит оценивать человека по той главе из его жизни, свидетелями которой нам довелось стать".

Возможно, это можно также считать как то, что в психологии личности всё всегда сложнее предлагаемых упрощённых схем.

Да, я порылся, так и называется.

Спасибо тебе, Женя)


Гомер Симпсон неожиданно вписался:)) теперь я точно запомню эти три компонента.

Забавно, я недавно слышала такую мысль,что Фрейда критиковать легко (то что ты написала за ненаучность в том числе), но теории других психологов  того времени немногим лучше (там тоже ненаучность и домыслы). Но может это и не так )

Спасибо за рецензию, Ника )


теперь я точно запомню эти три компонента.

Да! Такие картинки умеют просто объяснить не самые простые концепции. Это, согласись, почти всегда лучше, чем обратное – усложнять относительно простое :)

Кристин, ты, как всегда, права про других психологов того периода. Да и про сегодняшние исследования, наверное, много чего можно сказать. Единственный момент, сейчас всё же проводят более чёткую границу между научными теориями и философствованиями или допущениями.
К примеру, К.-Г. Юнг сам говорил о своей идеи коллективного бессознательного как личной гипотезе, которая не претендует на научность.
Но мне не кажется, что тот факт, что у последователей и оппонентов Фрейда было достаточно умозрительных концепций, нивелирует сомнительные моменты в теориях самого Фрейда. Одно другому не мешает.
Но его заслуги тоже очевидны. Достаточно упомянуть ту же тему вытесненных переживаний, которую и сегодня используют в психотерапии.
Не говоря уже о том, что Фрейд и его выражения вошли в массовую культуру.
Для иллюстрации процитирую тебе отрывок из "Рассказа служанки" Маргарет Этвуд:

Pen Is Envy, Aunt Lydia would say, quoting another Centre motto, warning us away from such objects. And they were right, it is envy. Just holding it is envy. I envy the Commander his pen. It’s one more thing I would like to steal.

Здесь двойная игра слов - намёк на Фрейда и обыгрывание привилегии свободно писать и выражать свои мысли))

Тебе спасибо за интересный комментарий, Кристина!)


Это, согласись, почти всегда лучше, чем обратное - усложнять относительно простое :)

С этим я не просто, а очень согласная ) не люблю, когда усложняют без особой надобности

Достаточно упомянуть ту же тему вытесненных переживаний, которую и сегодня используют в психотерапии.

Ника, сейчас вспомнила, что смотрела как-то кино "Опасный метод".Из описания в сети "Сюжет закручен вокруг персон основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда и их сложных взаимоотношений с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн." Не смотрела? Неплохой фильм

Здесь двойная игра слов - намёк на Фрейда и обыгрывание привилегии свободно писать и выражать свои мысли))

:)) Я только со второго раза поняла что к чему.Это при том, что ты выделила главное )) Потом прочитала отрывок в третий раз и тогда мне открылась вся его двусмысленность. Лихо она закрутила )




что смотрела как-то кино "Опасный метод".

Я не смотрела. Кристин, спасибо за наводку) Возьму фильм на заметку. Посмотрю, когда / если захочется чего-то такого психологического)

Потом прочитала отрывок в третий раз и тогда мне открылась вся его двусмысленность

Да, и мне понравилось, как писательница закрутила :) Я подумала, что ты тоже оценишь, поэтому процитировала. На мой вкус, этот на первый взгляд простой отрывок прекрасно отточен и выразителен. В нём каждое предложение бьёт в цель, нет ни одного лишнего слова, каждое имеет смысл)


этот на первый взгляд простой отрывок прекрасно отточен и выразителен.

Согласная )


Кристин, я только что заметила, что ты читаешь... барабанная дробь... "Цирцею")))
Я уже и надеяться перестала, и тут вдруг хорошая новость :) Нет, я тебя не тороплю, если что))


Нет, я тебя не тороплю, если что))

Получите и распишитесь ^_^


Ну, наконец-то! Расписалась))) Пойду открывать и смотреть, что там :))