Больше рецензий

28 ноября 2021 г. 02:12

2K

5 Блеск русской религиозной философии

Как-то раз на семинаре по философии я услышала такую фразу: "Русская философия - это вообще не философия. Там кроме как о Боге, ни о чём больше не говорят". Я, разумеется, с этим заявлением не согласна хотя бы потому, что дать определение тому, что такое философия, очень непросто, и уж тем более заниматься демаркацией науки и философии. Но на всякий случай стоит добавить к "русской философии" приставку "религиозная". Вся она очень разная и самобытная, но, как правило, русских мыслителей действительно объединяет то, что в центре их философского дискурса стоит вопрос о Боге.
Семён Франк в этом смысле необычный мыслитель. Кажется, что в своей философии он смог синтезировать всё самое лучшее из западной и отечественной мысли: Античность дала его философии идею "умудрённого незнания", немецкая классическая философия позволила преподнести всё это в виде строгой и понятной системы, феноменология предложила метод эпохэ (от которого Франк вроде как отмахивается, но влияние всё равно прослеживается), русская философия дала размышления о всеединстве, а венцом философской мысли Франка стал христианский вопрос о Боге. Причём Франк коснулся одной из самых актуальных для западной теологии проблем: Бог как предмет познания - доказательство бытия Бога. Да и в целом, онтология, на мой взгляд, самый интересный философский раздел. А уж когда она сопряжена с теорией познания...
Читать было крайне увлекательно - Франк динамично развивает свою мысль, начиная с простейшей диалектики и приходя к своей известной концепции "Бога-с-нами". Раньше-то я думала, что это просто претенциозный речевой оборот, вынесенный в заглавие его работы, а, оказывается, это целая философская идея, которую автор довольно подробно объясняет в "Непостижимом".
Поражает, конечно, уверенность Франка в своей позиции и тот пыл, с которым он берётся её отстаивать. Христианство у него - интеллектуальное и одновременно очень мистичное. Я бы сказала, что его мысль - это тот самый образец живой веры. Определённо, хотелось бы продолжить изучать философию этого автора. Раньше из русской философии меня увлекал П. Флоренский, который совсем, конечно, не похож на Франка своей манерой рассуждения, но представляется не менее интересным образцом русской религиозной мысли. В общем, никогда не думала, что меня может так заинтересовать русская философия, но это произошло. Буду изучать дальше.