Больше рецензий

23 ноября 2021 г. 13:42

1K

4

С одной стороны, ничем особо не примечательная история: живëшь себе спокойно в 40+ лет в Париже, слегка утомился, правда, но вроде всë верно делал (ну, как сумел). Потом приходит письмо, которое вскрывает воспоминания из прошлого, бывшего полжизни назад, и понеслоось. Вспомнить всë, понять, простить, отпустить. И в свете прошлого взглянуть на своё настоящее по-новому. С кем не бывало?

Но с другой стороны, стоит только при чтении зародиться соучастию к переживаниям главного героя, Шарля Баланда (не сразу, но оно появляется), и все его проблемы, мысли, тревоги перестают казаться обыденными или незначительными. Тем более что в его этом прошлом, а потом и в резко меняющемся настоящем, действительно были/появляются если не невероятные события, то невероятные люди: редкие исключения жизнелюбия и умения даже в очень тяжёлых условиях это жизнелюбие сохранять.

Наверное, особенно притягивают и затрагивают именно эти вписанные истории тех, с кем пересекалась / пересекается жизнь Шарля. То же, как сам герой передает свои мысли, вернее, как текстом отображается его внутренний монолог, поначалу точно затрудняют восприятие: немало усилий нужно приложить, чтобы пробраться сквозь сплошные намëки на туманные события, мучительное самобичевание, упоминания тех-кого-нельзя-называть вкупе с бесчисленными многоточиями, которые сперва просто нечем наполнять из-за отсутствия информации.

Но в какой-то момент этот формат перестаëт напрягать или отвлекать: неосознаваемый внутренний монолог любого человека не отличается последовательностью и стройностью мысли, так что текст во многом помогает полностью соотнестись с героем и начать воспринимать его переживания, как собственные. Если сначала держит больше любопытство, стремление узнать, как раньше протекала жизнь Шарля, то впоследствии становится куда важнее, как он начинает менять её русло.

Думаю, главное воздействие романа как раз и появляется в попытке перенести опыт героя на свой: пусть почти совсем нет шансов, что у тебя случились в прошлом те же события, что и у него, но хочется уловить поворотные моменты собственной жизни не с высоты возраста Шарля, а желательно немного заранее. Тем более что этот возраст всегда кажется значительно отдалённее, чем есть на самом деле, и сколько бы ни было тебе лет, всегда есть подспудное ощущение, что ты только начинаешь жить (ладно, может и обобщаю, может, так далеко не у всех).

Из отложившихся и осевших уже ощущений и мыслей после прочтения точно остался образ скользящего или, скорее, слитого воедино времени, где становится нелепым условное деление на прошлое-настоящее-будущее, где все события имеют значение разом, единомоментно, где весь прожитый опыт интегрируется, становится цельным и важным в свете единственно значимого "здесь-бытия" (привет Хайдеггеру).

А примеры героинь, которые умеют жить творчески и созидательно, и, что называется, "capre diem", не только усиливают это впечатление и делают его ярче, но и дают надежду, что способность жить полноценно в настоящем не утеряна.

Коротко: Лёгкая (по восприятию, в хорошем смысле) проза, сюжет с изощрëнными заворотами. Ощущение свободы и простора в выборе жизненного пути после прочтения:)