Больше рецензий

p4olka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2013 г. 20:32

904

3

Тут не без волшебства…

Если покопаться, попытаться раздробить книгу, то можно найти в ней много любопытных и цепляющих особенностей. Волшебство в книге содержится не только в сюжете, но в самой ауре, атмосфере если хотите, в способе представления и в таинстве смыслов, заключенных в Доме.

Герои магические, уникальные, образы законченные. Личности дома никак не хотели быть детьми в моем воображении – настолько герои целостны; абсолютно сформированные характеры, житейская мудрость и опыт, философский взгляд на события – да какие это дети? Вообще Мариам Петросян учит читателя не придавать большого значения внешней физической форме (без рук он, без ног или вообще слеп), фактам, местоположению дома, времени происходящего; она подчеркивает неважность возраста человека и т.п. Поэтому оболочка произведения становится настолько тонка, что кажется выше физической материи и находится между сном и явью, между жизнью и потусторонним миром. Магия в такие обстоятельства вплетается очень органично, без нее просто никак.

Слепой в Доме действует так, словно видит лучше многих зрячих; люди без ног и без рук запросто лезут на крышу Дома по стене безо всяких приспособлений, утверждая, что ноги или руки человеку не нужны; неказистая девушка вдруг становится красавицей. Но это не попытка стереть границу между добром и злом, между черным и белым, а попытка донести читателю бренность внешней оболочки, подчеркнуть главную роль внутреннего мира, попытка подняться над действительностью, взглянуть на мир шире и мудрее.

Многие обвиняют автора в том, что он якобы манипулирует «горячей» темой детей-инвалидов, детей, от которых фактически избавились родители. Я считаю, что книга абсолютно никак не манипулирует этой темой. То, что главные действующие лица инвалиды, лишь позволяет писательнице замкнуть пространство, подчеркнуть индивидуальность, загадочность, оторванность каждого, и помогает вызвать читателя на диалог, плотнее соприкоснуться с миром и завершить условия для введения магического аспекта. Манипуляция в виде давления на жалость, попытки показать жизнь героев тяжелой полностью отсутствует.

Для усиления эффекта нереальности, сна автор использует ретроспекцию, зачастую этим механизмом стирается грань между настоящим и прошлым. И сказки, связанные с повествованием (не пишу с общим сюжетом, потому что как такового сюжета нет), позволяющие приоткрыть завесу внутреннего мира членов стаи (ах, я еще не рассказала, что герои живут стаями?).

Ну так вот. Все обитатели живут по законам Дома, кроме того, они объединяются в стаи и у каждой стаи есть свои законы, ритуалы, традиции. Если смотреть выше уровня образа героев, то стая – это тоже образ, более обобщенный, и ведет он себя зачастую как личность, также стая и описывается автором: у каждой стаи есть свой внешний облик, свои особенности, привычки и т.п. Герои чувствуют своего состайника как часть самого себя, например, способны предчувствовать смерть одного из своих; многие законы стаи негласны, но принимаются и исполняются всеми, лишь один Курильщик не в состоянии понять их из-за белого оперения.

Герои слиты с Домом, а Дом слит с ними. Поэтому обеим сторонам очень сложно друг без друга. И здесь существуют только два исхода: Дом разрушается, герои превращаются в спящих, или деградируют (помните Слепого ребенком в финале?), или продолжают жить по законам стаи, но уже в семьях.

Немного о том, что не понравилось.

Рамку книги – начало и конец – читать было интересно, но средняя часть, где на многих-многих страницах фактически ничего не происходит, лишь глубже описываются законы стаи и Дома, была скучной.

Автор не ставит себе глобальную цель научить чему-то человечество, поэтому измениться к лучшему с этой книгой вряд ли получится. Дом подарит вам незабываемое посещение загадочного и любопытного мира, живущего по своим законам, подарит особое состояние души, даже заставит задуматься и размышлять, но больше над формой, структурами, связями внутри текста, а вовсе не о «разумном, добром, вечном», поэтому я понимаю тех читателей, которые будут говорить о потраченном впустую времени.

Одна из тех книг, которым три звезды мало, а четыре много=)

Книга прочитана в рамках игры "Открытая книга" по совету Burmuar .

Ветка комментариев


Да, пиар в наше время решает практически все...


Да ладно?! Взгляните на самую популярную книгу - "50 оттенков". Купили, прочитали может и многие, но это вовсе не значит, что все от нее в восторге. Наоборот, практически все отзываются негативно.
Неужели и правда полагаете, что распиаренное барахло станет тем лучше, чем больше о нем говорят?
Я вовсе не "Дом" имею в виду. Как раз-таки шума и разговоров вокруг книги я не слышала. Ни в книжных, ни по радио ее не рекламируют. На сайте великое множество восторженных рецензий на книгу. Неужели всерьез думаете, что всё писано под воздействием пиара?))


К сожалению, 50 оттенков серого не читала.
Но благодаря шуму вот именно что многие покупают, прочитывают совершенно пустую и нестоящую книгу. (кстати, почему Вы именно ее привели в пример, а поставили 4 звезды?) Я считаю, что разговоров, рекламы должны быть достойны действительно гениальные произведения. А то сейчас все наоборот получается - разрекламированные книги муть, а хорошие книги "спят" на полках.((
Распиаренное барахло не станет лучше. Но может порог "качественно" и "некачественно" в мировоззрении людей опуститься ниже. Если читать день за днем распиаренное барахло, то со временем либо перестанешь читать вовсе, либо начнешь думать о плохом хорошо по принципу "на безрыбье и рак - рыба".
Насчет шума не могу сказать: тв не смотрю, радио не слушаю. Но где-то в рецензиях ползователей упоминалась "вся эта шумиха", "сектанство потрясенных книгой" и т.п. Но это, конечно, подозрительный источник истины=)


Именно "50 оттенков" привела в пример, как образец распиаренного барахла. И четыре звезды именно за это поставила. Согласитесь, что, несмотря на негативные отзывы, редко кто не слышал о ней. Сама я ее тоже не читала и читать не собираюсь, даже если отменят все остальные книги). Не думаю, что "на безрыбье и рак - рыба" можно применить к книгам.

Я считаю, что разговоров, рекламы должны быть достойны действительно гениальные произведения.

Не соглашусь. Я считаю, что и сейчас актуально выражение "Хороший товар в рекламе не нуждается". Много Вы видели рекламы швейцарских часов, швейцарских же банков, БМВ, Мерседеса?) Их репутация работает и без рекламы. Как и хорошая литература. Естественно, что кому-то и Толстой - не писатель, и БМВ - не машина. Ну, так то "на вкус и цвет...")


А я считаю, что хорошие произведения надо рекламировать, а чтение пропагандировать=)

"Хороший товар в рекламе не нуждается"


С этим соглашусь лишь отчасти. Потому что считаю, что много хороших, может быть, даже гениальных книг так и остались неизвестными по многим причинам.


Вы сравниваете твёрдое с кислым. У БМВ многолетняя история, а литература обновляется ежедневно и новые авторы/произведения должны рекламироваться, иначе о них никто не узнает. Другой вопрос в том, что рекламируется как раз вот такая чухня как "Дом" и "Оттенки" :(


Видимо вы совсем тедлевизор не смотрите и на улицах не бываете :) Мерседес и БМВ уж точно не страдают от отсутствия рекламы. Да и часы швейцарские рекламируют, что уж там. Так что наличие рекламы отнюдь не является показателем плохого товара.