Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

4 марта 2013 г. 16:30

677

4

Признаюсь, когда взяла читать эту книгу, считала, что уже больше "Лолиты" Набокову меня не потрясти. И тем не менее, это было потрясение совершенно другого рода, но он это сделал - легко, талантливо и глубоко!

Место и время действия - Германия, 20-е годы. Сюжет, на первый взгляд, прост и очень житейский - обеспеченный женатый мужчина средних лет оставляет жену с маленькой дочкой ради молодой капризной любовницы. Однако Набоков из этой жизненно шаблонной сцены создает самую уникальную и красочную панораму, которую крайне интересно рассмотреть детально. Любовница, со своим "скелетом в шкафу", совершенно не является какой-то мудрой и крайне хитрой особой, нет, она, бесталанная актрисулька смогла сыграть в жизни Кречмара такую роковую роль.

В своем романе Набоков обыгрывает утверждение насколько любовь может быть слепой. Кречмар слеп в своей любви, как ни слепо ни одно существо на планете, он не придает значения очевидным вещам, не старается разобраться в прошлом своей новой возлюбленной (понимая, что оно не из блестящих, явно не хочет омрачнять свое "счастье" этими неприятными фактами), что, возможно, помогло бы ему сложить более конкретное мнение о ней на настоящий момент. Он с легкостью потакает любым ее прихотям, раздувая этим пламя ее запросов и требований, совершенно не интересуясь ее растратами.

Заметки на полях: Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

По сути, если присмотреться, герои и сцены романа метафорически взаимосвязаны между собой принципом Камеры обскура. Например, трагедия в любовном треугольнике, между Кречмаром, его женой Аннелизой и любовницей Магдой, выглядит совершенно противоположно другому любовному треугольнику - между Кречмаром, Магдой и ее любовником Горном. И это иллюзорное преломление видно не только в основном действии, вокруг и всюду - например, отношения Отто, брата Магды к своей сестре и совершенно противоположное отношение Макса, брата Аннелизы и его непосредственное участие в жизни сестры и шурина.
Ситуация сложная, но посторонним взглядом, совершенно не безысходная.
Кречмар человек слабовольный, ведь если бы не это чудовищная ошибка с письмом, ведь у него бы не хватило сил оставить семью! Его близкие, жена и Шурин ведь очевидно знали за ним такой недостаток, почему же Аннелиза не предприняла ни одной попытки вернуть мужа, ведь у нее на то были все возможности и самое главное - дочь, которой нужен ее отец? Допустим, Аннелиза не смогла переступить через обиду, но ведь Макс, человек свободный от личностных эмоций и желающий добра сестре, понимал какие можно принять меры, чтобы спасти семью слабовольного человека попавшего под влияние и сраженной горем сестры? Почему же он ограничился одними нотациями? Это все чудовищное ослепление, не один Бруно Кречмар слеп, никто кроме Магды и Горна не отличается дальновидными взглядами, предпочитая им свои чувства, положение, гордость. Магда и Горн, люди не того социального класса, для достижения их желания легкой и обеспеченной жизни все средства хороши, даже грязные и не достойные.

Флешмоб-2013: 3/12
Прочитано по совету murpfy . Спасибо! )

Комментарии


Прекрасная книга и не менее прекрасная рецезия))Спасибо)


Рецензия хороша, очень красивая и поэтичная, но вот меня всё-таки Камера не так зацепила, в отличие от Лолиты и Приглашения на казнь.

Вот моя рецензия, там я всё
объяснил)

А вот на Лолиту


Спасибо, только жаль, Приглашение на казнь еще не читала, но в планах обязательно!
Честно говоря, меня удивило ваше сравнение Камеры с Лолитой именно в анализе характеров персонажей ) интересно, хотя как по разному сложились впечатления! Даже образы Магды и Лолиты показались совершенно противоположными: Магда, да по сути, дитя, но дитя целенаправленное, знающее чего хочет, которая хладнокровно держит ситуацию в руках и с легкостью манипулирует. А Лолита, как дитя в поисках удовольствий и развлечений, сама толком не понимающая, что ей надо, заложница посторонней любви.

Еще поделюсь, у меня совершенно не было впечатления, что я копалась в какой-то грязи )) Хотя и после Лолиты не было такого впечатления! Просто было больно за то, что люди творят, как жизнь рушится.

А что вы еще читали у Набокова, что очень понравилось?


Отлично написали о романе:)

Просто было больно за то, что люди творят, как жизнь рушится.


У меня те же чувства и эмоции возникали. Сначала больно, а потом разочарование, что люди вот так вот поступают со своими жизнями...


Пока только 3 книги. В ближайших планах Защита Лужина и Машенька.


почему ж Аннелиза не предприняла ни одной попытки вернуть мужа, ведь у нее на то были все возможности и самое главное - дочь, которой нужен ее отец?


потому что Набокова она не интересовала) она - жизненный фон героя;
Набоков писал историю любви (читай-безумия) Кречмара, где нет места навязанным светской жизнью правилам поведения и персонажам.

Кречмар человек слабовольный


)))))))))))))) в любви все слабы, пока больны.

Сейчас вдруг подумалось, что Набоков со своей аналитической рациональностью писал подобные истории, как противоядие, заклиная самого себя от соблазна. В подобной личной истории он поступил так, как хотелось бы Вам.


потому что Набокова она не интересовала) она - жизненный фон героя;


Это точно... при чем самый подходящий для подобного разворота сюжета.

В подобной личной истории он поступил так, как хотелось бы Вам.


Неужели у Набокова действительно была такая история?! Я даже не знала, думала, роман без личного опыта, одно мастерство!


ОНА описана (и убита) ) в "Весне в Фиальте". Звали её Ирина Гуаданини, и "лающий голосок" принадлежал ей. Когда Набоковы с маленьким Дмитрием отдыхали, кажется, в Ницце, И.Г. приехала к Набокову, а он прошёл мимо, сделав вид, что не увидел её, не узнал, несмотря на бурный роман и множество писем. Рационально и безошибочно выбрав жену Веру, бывшую его секретарём, редактором и промоутером. У Ирины интересы лежали в другой плоскости. История была хорошо известна в узком кругу русской эммиграции.


"Обскура" была написана в 1932м году, а с И.Г. Набоков познакомился (по официальной версии) в 1936м. Но этот факт не отменяет духовного опыта и опыта отношений с другими женщинами? А "весна в Фиальте" - 1956, а это уже предполагает значимость И.Г.
Просто уже в 32-м Набоков проигрывает варианты развития адюльтера. Он пугал себя ещё в "Валет, дама. король")))