Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

16 ноября 2021 г. 16:48

3K

5 Несчастный мальчик

Дмитрий Григорович составляет свою повесть из нескольких эпизодов, каждый из которых отличается по настроению. Обманчиво-весёлым оно кажется в стенах цирка. Грустно-щемящими нотками звучит в рассказе о детстве "гуттаперчевого мальчика". Чуть противоречиво в графском особняке. Обстановка в доме Листомировых дышит благополучием и достатком, звенит детским смехом, к которому, однако, примешивается депрессивность графа и раздражительность графини.
Заключительный эпизод - цирковое представление и трагический случай - вызывают желание закрыть глаза и скорее перевернуть страницу. Он напомнил мне, почему я в детстве не любила цирк. Да и сейчас не люблю.

Начинается повествование описанием цирка - внутренним строением, освещением, запахами. Автор создаёт цирковую атмосферу, знакомит читателя с некоторыми артистами.

Несмотря, однако ж, что все здесь напоминало частые и страшные случаи ушибов, перелома ребер и ног, падений, сопряженных со смертью, что жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске и с нею играли как с мячиком, – в этом светлом коридоре и расположенных в нем уборных встречались больше лица веселые, слышались по преимуществу шутки, хохот и посвистыванье.

Среди представленных: клоун Эдвардс, регулярно впадающий в тоску, оканчивающуюся очередным запоем; девушка Амалия, выступающая на лошади и свалившаяся с неё во время последнего выступления; грубый и жестокий акробат Беккер, эксплуатирующий восьмилетнего мальчика.
Повествование перемещается к невесёлой участи Пети и его несчастной судьбе.

Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишках; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем, было бы назвать его несчастным мальчиком.

Когда-то у Пети были родители. Ещё до женитьбы отец его работал швейцаром, а случайная покупка самовара по бросовой цене, возиться с которым - не мужское дело, заставила заиметь и хозяйку. Чухонка Анна с радостью приняла предложение, а вскоре семья пополнилась тщедушным мальчишкой. Семейное счастье, если оно и было, то слишком мимолётно - отца потребовали в казармы, чтобы скоро отправить в поход. И вот уже мать Пети стала вдовой. Протянула она недолго, умерла, когда Пете исполнилось всего пять лет, успев ещё раз побывать замужем. Отдать сироту в обучение - решение хорошее, при условии, что учитель будет добрым и терпеливым.

Повесть Дмитрия Григоровича очень реалистична. Верится, что подобная история могла произойти. Правдиво выглядит и трагический случай, и мелкие эпизоды, и подробности описаний.
Однажды в доме Листомировых гостил Тютчев. Старшая дочь Верочка, нежная и ласковая, при знакомстве с поэтом, по-детски трогательно и наивно произнесла: "Я думала, мама, что стихи сочиняют только ангелы…" Подобные штрихи всегда придают произведению достоверности.
Встретила по этому поводу мнение, в котором подчёркивается реализм описанной истории очень точными словами. Литературовед Анна Журавлёва в статье о русской литературе XIX века, написала, что Григорович "избегая того, что может быть правдой", "твёрдо держится того, что не может правдой не быть". Не может правдой не быть...

картинка varvarra

Книга прочитана в игре Собери их всех!

Комментарии


Очень красивая рецензия, спасибо Вам. Недавно с удовольствием прочитал "Школу гостеприимства" Григоровича, это совсем о другом, но даже в литературный анекдот Григорович умудрился припустить трагедии. Это мощный писатель, обязательно буду его читать. Спасибо ещё раз!


И вам спасибо!
Не против прочитать и "Школу гостеприимства". Обидно, что мы редко возвращаемся к нашим классикам (за редким исключением).


Ну, это смотря что считать классикой...))) "Школа гостеприимства" - это анекдот, случившийся с Тургеневым и с участием Григоровича, литературно обработанный, приправленный лёгким глумлением над Чернышевским, тонким юмором и небанальными мыслями...


Я уже заглянула к вам на страницу и ознакомилась)
Кстати, о классиках. Сразу же захотелось взять свои слова обратно. Оказывается, их читают! И не только Льва Толстого и Фёдора Михайловича.


Читают и Крестовского и Писемского и Лескова, Салтыкова-Щедрина и Тургенева, не говоря уж о Льве Н. и Фёдоре М. Читают Мамина-Сибиряка, а он прекрасен...


И это прекрасно)


Не совсем...))) Не читают, то что меня захлестнуло в последнее время - русскую прозу XIX века "второго ряда", как принято выражаться, хотя рядность для меня - штука относительная, тот же Крестовский, благодаря экранизации 90-ых ворвался в нашу классику и пляшет там свои литературные танцы.


У меня и без разбивки на века, страны, "ряды" классики в прочитанном мало. Я слишком всеядна - хватаюсь за всё подряд. Больше читается современной литературы.


А я как-то не могу больше современной (к ней я и XX век отношу), в том веке нахожу отдохновение - всё хорошее, что есть в современной литературе, есть и там, а всего плохого современной литературы там нет...


Зато каким бальзамом на душу льётся тот же Григорович после Милены Завойчинской)


А Вы "Курсисток" почитайте Мещерского, бальзамище, прям!


Спасибо за совет)