Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

14 ноября 2021 г. 13:40

3K

3 Тяжкий крест семиклассников. Но это не точно.

Ох, и тяжело же оказалось читать данный опус. И дело не в том, что скучно или нет сюжета, а в расстоянии, которое разделяет современную литературу от древнерусской. По словам гугла данное произведение проходят в седьмом или девятом классе средней школы. Если в седьмом, то это понятно, так как программа строилась таким образом, чтобы литература и история охватывали примерно одно и тоже время. В девятом тоже могу понять, так как в эти годы дети уже более менее сообразительные. Но все же в любом случае проходить такое произведение в школе сущее мучение, особенно в седьмом классе, когда литературный словарный запас минимальный, а тут ТАКОЕ! Лихачев, конечно, поясняет наиболее непонятные моменты в тексте, тем не менее текст остается непонятным. Думается мне, дело в том, что Лихачев не для детей создавал свое примечание. И тут снова я разрываюсь на части: с одной стороны детям не повредит расширять свой кругозор и изучать что-то, что не входит в круг их интересов, с другой - "Слово" по-настоящему сложное для восприятия.
Поэтические переложения Заболоцкого и Жуковского уже более приятны на слух и более проще читаются. У Жуковского мне понравилось то, что он на протяжении всей поэмы придерживался одного ритма. У Заболоцкого стихотворные размеры были разные, но он разбил поэму на три части, что помогло лично мне отслеживать ход событий.
Теперь о самом сюжете. Пишу о нем, руководствуясь личным пониманием, без подглядываний в википедию или другие источники.
Князь Игорь и его брат Всеволод надумали пойти войной на половцев. Откуда такая прыть - не понятно. Вроде жили все не тужили, а тут Игорю захотелось славы и злата (повторюсь, я так поняла из текста). Хочу заметить, что из поэмы не видно, что половцы затевали в тот момент что-то дурное, Игорь первый, как говорится, начал. Но это, разумеется, лишь догадки. Первая битва осталась за нашими героями. Но половцы тоже не дураки и решили дать ответный бой, в ходе которого брат Игоря погиб, а сам наш князь попал в плен. Кстати, про плен написано так мутно и образно, что об этом я догадалась только после примечания Лихачева, а не из его перевода. Вот поэтические версии больше помогают понять пленение Игоря. После описания поражения русского князя, автор "Слова" уносится мыслями в прошлое, рассуждая о том, что вообще-то это очень не в духе русских проигрывать сражения. Но это тоже не точно. Далее он пишет о смуте, о том, что род вроде на Руси один, а каждый в роду пытается урвать кусок себе лично, потому на Руси смута и раздор. Ясно видно, что автор желает Руси единения и отсутствия войн между князьями. В какой-то момент он даже ругает Игоря, так как из-за его похожа разгорелась новая война. Тоже, кстати, не точно. Однако, стоит Игорю сбежать из плена и вернуться на Родину, как тут же ему возносится хвала, что лично мне не понятно. Уж либо ругать, либо прославлять. В общем, поэма полна неточностей, это я еще молчу про то, что многие географические названия, упомянутые в "Слове", до сих пор остаются загадкой, а некоторые места пришлось восстанавливать вслепую, так как оригинал был поврежден. Мне кажется, что как и в любом литературном произведении текст содержит в себе и правду, и вымысел, поэтому изучать по нему историю Руси было бы ошибкой, а как предмет изучения на уроках литературы поэма слишком сложна. Но и это тоже не точно.

Книга прочитана в рамках игр
Книжное путешествие. Осеннее бинго от С.Р.Б.Н. Достабля
Охота на снаркомонов. Пункт 149. Героя зовут так же, как вашего близкого кровного родственника
Собери их всех! Оранжевые Острова. Дорога - "Заметки на полях"

Комментарии


Пересказ содержания вполне удовлетворительный, серьёзная ошибка только одна ("брат Игоря погиб").
А говорите, что непонятно:)


Разве не погиб? А что с ним стало?


Тоже попал в плен. Выкупили потом, в 1188 г. Княжил в своей захолустной волости. Умер скоропостижно, лет в сорок.


Не жалейте школьников, они это произведение изучают в переложении Заболоцкого.