Больше рецензий

13 ноября 2021 г. 19:37

5K

3.5 «Чем меня может напугать нечисть в далеких лесах, если у меня полно мертвецов в собственной голове?». (с)

⠀⠀⠀У меня нет рецензий на книги «Мара и Морок» от Лии Арден, но могу сказать, что я находилась под сильным впечатлением от книжной истории, которая, несомненно, стала одной из любимых. Очевидно, возвращение к новой книги в этой книжной вселенной — радость для меня. Мне действительно хотелось знать больше об этом мире, изучить его, понять, узнать все возможные тайны. Это чувство возникло еще при прочтении двух первых книг. Прочитав книгу, у меня осталось некоторое двойственное послевкусие: с одной стороны, мне импонирует книжный мир Лии Арден, в котором используются элементы древнеславянской и частично европейской мифологии, где персонажи буквально расцветают; но, с другой стороны, возникло ощущение, будто я прочитала ту же историю про Александра и Агату, но с новыми персонажами. Итак, обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀В центре сюжета — история, которая произошла 500 лет назад, которая показывает жизнь девятнадцатилетней Мары по имени Веледара, или просто и коротко Вела. Избежав смерти после нападения на княжеский двор, девочка оказывается на обучении среди служительниц Мораны. Но прошлое явно не отпускает главную героиню, оно постоянно напоминает о себе. Вела, не забыв смерти своих близких, готова ринуться к опасному сопернику, чтобы отомстить. Это история о взрослении Мары, которая узнаёт много нового как о себе, так и об окружающем мире, как о прошлом, так и о настоящем, как о любви, так и о ненависти, как о предательстве, так и о прощении. Что она выберет — путь мести или путь принятия и прощения?
⠀⠀⠀Вся книга — словно небольшая ностальгия о двух прошлых книгах (или слово «reminiscence» лучше опишет это чувство, а иногда даже «déjà vu», которое оказывается неожиданно доказанным), которые рассказывали нам про Александра и Агату, которые прошли непростой путь через предательства, боль, отчаяние и даже смерть. Вся сюжетная линия достаточно простая, которая построена вокруг трагедии. Она закладывается в самом начале, и она, очевидно, влияет на главную героиню и оставляет след на ее личности: Вела может потерять себя в моменты опасности, если рядом есть Морок, Вела может окунуться в прошлое с головой и так далее. Завязка, которая так или иначе связана с трагедией Велы; развитие действия, которое показывает жизнь Велы с трагичным прошлым, которое не отпускает ее; кульминация, которая Вела встречается со своим прошлым; развязка, показывающая все ответы на поставленные вопросы; послесловие со знакомыми персонажами — если в начале появляется интрига (в момент экспозиции и завязки, даже в момент развития действия), то уже ближе к кульминации многое становится понятным и предсказуемым. Очевидным. Единственное, что дейсвтительно может удивить после этого, — судьба героев.
⠀⠀⠀Повторюсь еще раз: нельзя сказать, что история предсказуемая во всем. Но, как мне показалось, есть повторяющиеся приемы, которые можно было первоначально встретить в двух первых книгах про Александра и Агату. И именно они как раз делают сюжет легкочитаемым в плане мотивов, интриги и секретов. К примеру, скрытность личности, ведущее к ощущению предательства; около запретная близость (но судьба героев — уже что-то новенькое); мистификация, которая сужала суждение и кругозор; история про родственника главной героини; жертвенность. Да, в отличие от Агаты, Вела не верила в историю о злых Мороках, по крайней мере, в самом детстве. Не зря нам приводили в пример легенду про Морану и Тень, которая раскрывалась на протяжении всей книги. И мы даже узнаем некоторые интересные детали. Но в итоге общая концепция этого страха, даже ужаса и ненависти — повторяющийся прием, который помогает понять сюжет быстрее. Можно было бы закрыть глаза, если были бы приемы и повороты, которые не особо влияют на сюжет, но, увы, это важные повороты в людей канве. Это, на самом деле, грустно, ведь мне очень нравится этот книжный мир.
⠀⠀⠀Веледара (Вела), служительница Мораны, из княжеской семьи. На ее примере показывают важные детали, про которые мы узнали кратко в двух первых книгах. Например, обучение Мар, их принципы и постулаты. Кроме того, ещё больше раскрывается их могущество: вспомните встречу с русалками, которые перепугались за свою шкуру, когда узнали, у кого украла подвеску новоиспеченная русалка. Своей ярко выделяющейся мстительностью она напоминала Агату, но при этом Вела скорее более безбашенная, если учитывать, как ее сестры реагировали на ее поведение по отношению к Морокам. Если говорить про напряженный момент, когда Вела сталкивается со своим прошлом, можно сказать следующее. Несомненно, ее негодование, злость, обида, ощущение предательства из-за раскрытия правды можно понять. Но дальше это реально детская обида, которая возникает по отношению к Алии (слова про значимость поисков), выбивает из колеи. Ведь сама Алия ни в чем не виновата. Да, она еще молодая девушка, которая испытывает очевидные последствия детских травм, полученных в детстве (потеря внимания со стороны отца, потеря близких, невозможность говорить и так далее). Только она не пыталась понять, что жертвой была не только она, но потом видно реальное развитие и поиск вариантов принятия.
⠀⠀⠀Ирай и Вела — это просто вау! А их первая встреча, да и следующие, а моменты в лесу на Иванов день — oh my! Очевидно, одна из самых классных пар в моем топе. Между ними чувствуется такая же химия, как у Александра и Агаты. То, как сложилась судьба отношений главных героев книги, — интересно, потому что, как правило, несмотря на все условности и запреты, в таких книгах герои все же делают невозможное. Но тут иной путь, который тоже радует. Это, во-первых, не полное повторение героев двух первых книг; во-вторых, что-то необычное, что не так часто встретишь. Отдаленно напоминает отношения Бо и Дайсона из сериала «Зов крови» (в плане необычности решения), учитывая, какой популярностью они пользовались. Хотя после того, как узнаём дальнейшую жизнь героев, становится, конечно, грустно.
⠀⠀⠀Третья книга позволяет понять очень важного персонажа из второй. Его судьба, его поведение, его отрицание можно теперь понять, потому что, имея такой опыт, сложно не предостеречь близкого человека от такого. Кроме того, как же было приятно встретить персонажей, с которыми состоятельностей такое интересное, драматичное и опасное путешествие. Пусть и короткая встреча, но, несомненно, важная, полезная, так как внесла ясность всей истории. Будто сложился целый пазл.
⠀⠀⠀Что еще очень порадовало, так то, что наконец нет текста, написанного с Caps Lock. Не знаю, как другие читатели, но я не переношу предложения только с заглавными буквами, будто автор не умеет выражать негодование, злость и прочие эмоции обычным текстом при помощи всей мощи русского языка. Такое можно было увидеть и в первой книге, и во второй. Но уже в третьей — о чудо, нет! И текст — прям наслаждение.
⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): детали, которые дополнят книжный мир; отношения Ирая и Велы, которые пошли иным путем, но при этом стали одной из любимых пар; стиль писательницы, которые привлекает своей легкостью; упоминание старых знакомых персонажей и объявнение влияние истории третьей книги. Слабые стороны (минусы): повторяющиеся приемы, которые помогают быстрее понять завязку сюжета; из прошлого минуса следует предсказуемость сюжета и персонажей (особенно их поведения).
Выводы:
⠀⠀⠀Я была рада вернуться к любому книжному миру! Это было интересное и увлекательное путешествие, хотя и есть большой недостаток, которому я посвятила пристальное внимание. Это будто серия «Меч Истины» и книга «Первая исповедница» — истории, которые дополняют друг друга. Некое чувство ностальгии, приятной ностальгии, хоть разница между датами релиза книг небольшая, но ощущение, будто прошла целая вечность. Рекомендовала бы ли я эту книгу к прочтению? Я бы обязательно рекомендовала тем, кто читал дилогию, так как эта книга дополняют те события и заставляет понять одного из персонажей (как минимум). Но если вы не знакомы с этим книжном миром, то советую прочитать сначала дилогию, потому что есть критически важные спойлеры в самом конце.