Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

13 ноября 2021 г. 10:44

645

4 Поэма о любви и предательстве.

И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех жителей в Иудее.

Думаю, что о предательстве Иуды Искариота (из Кариота) задумывались многие, читая соответствующие главы Евангелия. Каковы истоки и причины этого поступка? Если из корысти, то почему бросил деньги и покончил собой? Иуда отвечал за кассу, самолично выделял средства на покупки и другие расходы, что стоило ему украсть из общего ящика? - проще, безопаснее и без клейма вины в смерти Учителя... Покоя не даёт и другое - предательство было предсказано, а значит, предопределено и обойти эту составляющую, ведущую к искупительной жертве Иисуса Христа, никак нельзя. Как сам Спаситель не мог ни претерпеть за наши грехи, восклицая: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты", так и Иуда обязан был исполнить миссию. То есть, не как ему, Иуде, хочется, но "как Ты".

Вот и Леонид Андреев пытается объяснить себе и читателям этот исторический эпизод, размещая на страницах книги собственное видение истории. И даже не видение, а рассуждения на тему - кто же может знать, как всё было, кроме Сущего на небесах? Он вкладывает в уста предателя уже знакомый нам вопрос, хоть и сформулированный иными словами, но с тою же жаждой желания, чтобы чаша сия миновала: "Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел. Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжелее гор и свинца"...
Книгу нельзя воспринимать как богословское произведение. Писатель пытается постичь Иуду из Кариота, рисуя его портрет - противоречивый, сомневающийся: "Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы". Силится понять и осмыслить причины предательства. Разве могли ученики не любить Иисуса, слушая Его речи, наблюдая чудеса, деля с Ним хлеб и кров? Нельзя следовать за Учителем без любви.
Каждый вправе иметь собственное мнение о заклеймённой фигуре Иуды Искариота. Я не осуждаю взгляды Леонида Андреева, я просто не согласна с ними. Не могут быть случайными слова Иисуса: "Впрочем, Сын человеческий уходит, как о нём написано, но горе тому человеку, который предаёт Сына человеческого! Лучше было бы тому человеку не родиться". Но при этом не могу не оценить прекрасный поэтический слог автора. Приведу одну цитату, как подпись к иллюстрации.

Вытянувшись в сотню громко звенящих, рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской, что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков.

картинка varvarra

Аудиокнигу слушала в исполнении Александра Синицы. Другие варианты даже не стала рассматривать и сравнивать, так как сразу же понравилось неспешное, чуть торжественное чтение именно этого актёра. Произведение Леонида Андреева очень поэтичное, и чтец выгодно подчёркивает это манерой исполнения, голосом, интонациями. Дополнительный фон создаёт классическая музыка Александра Глазунова.

Книга прочитана в играх Собери их всех!, Книжное путешествие, группах Мир аудиокниг и Чарующая Азия.