Больше рецензий
28 февраля 2013 г. 22:36
450
5
Рецензия
-Не медная вы, а железная. Крепче железа в мире нет.
-Теперь мы все железные, - отвечает она, - а вам бы хотелось, чтобы мы были кружевные?
Нина Берберова ''Железная женщина''
Вот так, в разговоре с Максимом Горьким и стала Мура Будберг - Красная Мата Хари - железной женщиной. Личность Марии Игнатьевны Закревской-Бенкендорф-Будберг и при ее жизни, и после смерти так и осталась загадкой - недостижимой, в какой-то степени иллюзорной, потому что очень сложно отделить жизнь и миражи надежды, мечты и реальность. Нина Берберова автор очень деликатный и бережный, никаких домыслов и предположений о характере и судьбе Муры - только те факты, что по крупицам смогла собрать и обработать, в своей книге Берберова пишет о женщине, которую знала лично, очень недолго, но, тем не менее, знала - о женщине оригинальной и особой, так и оставшейся загадкой, как для современников, так и для нас, живущих в дне сегодняшнем; о женщине, которую подозревали в сотрудничестве с разведками трех государств, двойным, а то и тройным агентом. О женщине опередившей свое время, о женщине, которая в 17 году потеряла мужа и долгое время была разлучена с детьми. Загадка её жизни и личности так и осталась неразгаданной шарадой. Куда и зачем она исчезала на три дня из Петрограда зимой 1918, действительно ли работала на три разведки - так и осталось тайной. Как эта удивительная женщина умудрилась выжить в страшные послереволюционные годы, как ей удалось, оставаясь любовницей английского консула Роберта Локкарта выжить в советской России. Но удалось.
На самом деле, я бы назвала эту книгу ''Мужчины железной женщины'', потому что главные герои - Локкарт, Горький и Уэллс, вполне возможно потому, что сведений об их жизни больше, чем сведений о жизни Муры. Очень подробно прослеживает Берберова хронику событий жизни, творчества и отношений с Мурой в отношении каждого мужчины. И тут, безусловно, в первую очередь меня интересовал Горький, практически только Горький - было очень интересно в каком тоне и как будет писать о Горьком Берберова. Так вот ей удалось очень точно и правильно писать о нем, где-то очень трогательно о том, как он, будучи практически красной иконой, помогал всем, кто нуждался в помощи, как в его квартире на Кронверкском проспекте перебывало великое множество нуждающихся в помощи людей, или как на своей вилле в Италии ''засучив рукава, стал мастерить пельмени вместе с нами. То, что делали мы, Тимоша, Валентина и я, был ''Фрейшюц'', разыгранный перстами учениц, но то, что делал Горький, было высокое искусство. Было сделано 1500 штук. Он научился этому искусству, служа в молодости у булочника'', а вот Берберова пишет о том, что до сих пор творчество Горького до конца и полно не исследовано, что слишком прочно въелся в него ярлык революционного писателя; а вот страницы о том, насколько Горький не понимал писателей Серебряного века, не понимал их поиски формы, их глубочайшую связь с русской культурой уходящей на тысячу лет назад, его глубочайшие заблуждения о предназначении искусства, о его безумном плане переписать в более доступной форме для необразованных рабочих и крестьян великие произведения литературы. Очень живой, яркий, насыщенный и очень неоднозначный получился Горький глазами Нины Берберовой, знавшей Горького лично и несколько раз отдыхавшей у Горького в Италии вместе с Ходасевичем.
Настолько же подробно и обстоятельно рассказано о жизни Роберта Локкарта и Герберта Уэллса (на фотографии слева Герберт Уэллс, Мура Будберг и Максим Горький), много писем, воспоминаний.
Нина Берберова сумела в книге о Железной женщине рассказать ещё и об эпохе, об атмосфере в послереволюционной России, о чистках, о крови, о страхе, о личных трагедиях, об исторических персоналиях, о чудовищном сломе эпох. Но тем не менее, автор очень трезво и ясно говорит и о проблемах, которые были накануне революции:
Чем была русская аристократия, считавшая себя когда-то, несмотря на все усиливающийся натиск буржуазии, хозяйкой России, в последнее царствование? Это были люди, старавшиеся по возможности сохранить для себя и своего мужского потомства положение в стране, которая, в лице своей интеллигенции (левой, как и правой), жила уже в совершенно ином измерении. Гвардия, дипломатия, чиновничество столицы, все еще сверкая прежним блеском империи, не давали почти ничего стране, от которой они старались, как могли, брать то, что, они считали, им принадлежит по праву, и которой запрещали меняться. Для чего перемены? Кому они нужны? Разве есть место на свете, где живется лучше, чем живется в России? Тысячу лет существовали, и другую тысячу проживем. Каких перемен вам еще надо? Мы не французы, нам революции не нужны.
Читайте - это книга об эпохе, о сильной женщине, о судьбах. Стоящая и увлекательная вещь.
Комментарии
Ох, а мне Берберова так не понравилась в Чайковском, что до сих пор её боюсь. Жалко.
ЗЫ. Ангелова кукла? *грозно хмурит брови, насупливается, руки - в боки*
Я у Берберовой читала только ''Курсив мой''. Интересная вещь, хотя и есть элемент пристрастности к некоторым персонажам, особенно женского пола :)) Но в целом весьма неплохо об эпохе. Я просто делаю скидку на личные предпочтения самой Берберовой. А в ''Чайковском'' все так плохо?
P.S. Все идет по плану. ))) Сначала рецка на ''Под куполом'', потом ''Ангелова кукла'' - пишу постепенно ))))