Больше рецензий

10 ноября 2021 г. 14:36

2K

3.5 Весь мир - вода

Представьте, что однажды вы проснулись за полчаса до низвержения тяжелой водной ширмы на хрупкие подмостки застывшей Вселенной. Время и пространство сузились до внутреннего микрокосма. Сквозь пальцы медленно стекает скользкая надежда. Волны отчаяния остро разрезают дыхание. Мысли безвольными птицами бьются о безучастное молчание влажного небосвода. Игра почти окончена. Или нет? Молниеносный выбор сердца станет роковым… Весь мир - вода.

На севере Швеции бесконечная серая проза дождя монотонными вибрациями серебристых струй переполнила реку Люлео. Последней капли оказалось достаточно для разрушения бетонной преграды на сокрушающем пенистом пути. Изобретательная деятельность человеческого разума вновь уступила могущественной силе царственной стихии. Вода плотной ржавой шалью накрыла цивилизованный облик шведского селения. Безумные силы инстинкта исказили интеллигентные черты, останавливая поток сознания, вызывая глубинных демонов человеческого существа.

Смысловое русло стекает по двум ответвлениям. На первом пути природный катаклизм отделил героев от рубежа наносной благовоспитанности. Правда, в разной мере. Их нельзя определить по разные стороны относительных понятий добра и зла. Они всего лишь люди, без особенных качеств, к тому же, обезличенные обострённым желанием выжить. Здесь отчаявшийся мужчина неожиданно для себя пытается спасти любовника жены, уведшего её из-под супружеского крова. Скрытный социопат мстит изнасилованием слабой девушке, воспользовавшись её безысходным положением. Мать больной девочки, игнорируя моральные принципы, спешит обогнать течение времени во имя своей безусловной любви. А молодая художница, вопреки собственным симпатиям, помогает молодому человеку выжить в беспощадном объятии утопления, но… сама насилует его бездыханную плоть. Низменные чувства проступают наружу. Трепещет оголённый нерв личного интереса, сократившийся под холодным касанием чужеродного вмешательства. Руководствуясь сердечной пульсацией, каждый действует скорее рефлекторно, нежели указателем рассудочного компаса. Во всех эпизодах первичную роль играет внутренний выбор. Не важно, добрым намерением он продиктован или нет. Автор намеренно создаёт персонажей, органичных для любой социальной среды. Они - словно распечатанные кадры наших чёрно-белых будней. И это образное сходство, действительно, пугает.

Второе ответвление акцентирует на неограниченных возможностях тела человека, скрытых резервах его потенциала. Пример пожилого мужчины, без опыта плавания и беременной девушки, охваченной умноженным страхом за сохранность своего тела, а также мужчины, запечатанного в собственной машине, демонстрируют загадочную сторону человеческого организма, заложенную природой. Они подтверждают неоспоримую роль взвешенного решения и упорного действия в нестандартных условиях… Хотя я всё же склонна объяснить успех таких предприятий удачей. Или волей судьбы. Не столь важно.

Жанровая принадлежность произведения полностью соответствует сюжетному наполнению. Микаель Ниеми создал книгу, обнажающую человеческую суть в условиях катастрофы. Без художественных украшений и смысловых нагрузок сюжет привлекает динамикой событийных виражей. Читать легко, но, увы, скучно... Герои пусты… Их серая туманная промозглая внутренняя панорама медленно просачивается внутрь читателя. Появляется неприятное ощущение натянутой на голое тело мокрой одежды… Но, наряду с этим, здесь каждый персонаж - полноценная часть образного воплощения единоличной сущности. Как собирательное явление личности в жестокой игре на выживание. Где главным противником становится мир. А мир - вода...

Комментарии


Ань, а заголовок рецензии.. это не цитата из Ноя?)

Чудное начало рецензии.
Похоже на закадровый голос в начале фильма.

Они всего лишь люди, без особенных качеств, к тому же, обезличенные обострённым желанием выжить.

Точное слово - обезличенные.
Грустно, когда люди вот так вот.. растушёвываются.
И что интересно и не менее грустно, а может и чудно ( ударение по выбору), что порой не важно, кем ты был раньше: писателем, профессором, с чёткой жизненной позицией и добродетелью, или просто дворник или.. мясник.
В нужный и критический миг, кто угодно может пасть и... кто угодно, остаться человеком.

.

А молодая художница, вопреки собственным симпатиям, помогает молодому человеку выжить в беспощадном объятии утопления, но… сама насилует его бездыханную плоть.

Ань, как понимаю, это мрачный гротеск на историю как раз таки Ноя, когда он выпил вина и заснул и дочь с ним переспала, практически "бездыханным".
Не очень понял...( хотя у меня хорошая... фантазия, как можно именно девушке, изнасиловать мёртвого мужчину, а не наоборот).

Появляется неприятное ощущение натянутой на голое тело мокрой одежды…

Точно и прекрасно. И жутко, Ань.
У каждого из нас есть свои внутренние плотины, о которых мы как то не задумываемся.
Любим ходить сухонькими, а как дамбу прорвёт, оказывается, что мы как кутята.
В этом наверное и важность, пусть и мучительная - общение с нечто тёмным в себе. Со стихией, плещущей.

Сильная и прекрасная рецензия.
Спасибо, Анют.
И светлого тебе вечера, без хлябей небесных)


Ань, а заголовок рецензии.. это не цитата из Ноя?)

Саш, возможно, подсознание нашептало сквозь сон после полуночного чтения.)

Похоже на закадровый голос в начале фильма.

Вспомнила, что для меня все твои истории всегда одним и тем же голосом звучат.) А тут представила закадровый голос для своего вступления и он, на удивление, тоже мужской.) Странно.)

В нужный и критический миг, кто угодно может пасть и... кто угодно, остаться человеком.

Страшно то, что иногда и без критического момента люди теряют человеческое обличие, независимо от положения на социальной лестнице... Чем наполнены, тем и разливаются.

Не очень понял...( хотя у меня хорошая... фантазия, как можно именно девушке, изнасиловать мёртвого мужчину, а не наоборот).

Девушка в самом прямом смысле переспала с полуживым мужчиной. Странная ситуация - он вряд ли что-то ощущал. О ней я промолчу.)
Так что всё ты правильно понял... наверное.)

В этом наверное и важность, пусть и мучительная - общение с нечто тёмным в себе. Со стихией, плещущей.

Красиво и глубоко написал эту часть.)
Да, иногда, мы, словно ящик Пандоры открываем жуткие сокровища внутри нас. Даже не знаю, лучше знать о них? Или, всё же, нет?..)

Большое спасибо, Саш, за тепло твоего внимания.)
Уютного тебе вечера, наполненного нежностью.)


Страшно то, что иногда и без критического момента люди теряют человеческое обличие, независимо от положения на социальной лестнице... Чем наполнены, тем и разливаются.

М-да... есть плотины в человеке, а есть.. плотинки бобра)
Грустно.

Девушка в самом прямом смысле переспала с полуживым мужчиной. Странная ситуация - он вряд ли что-то ощущал. О ней я промолчу.)
Так что всё ты правильно понял... наверное.)

Ох, Ань, нельзя мне давать такие "загадки" со множеством неизвестных)
Я растекаюсь мыслью по древу и даже по древам)
Чёрт знает что стал вспоминать. Как одна девушка переспала с мужчиной в коме ( в коме был он).
Потом даже вспомнил.. один жуткий эпизод, когда пьяная и развязная компания девушек поймала парнишку ночью и изнасиловала его.. в гомосексуальном смысле.
Спасибо что сказала как было. Примерно об этом в итоге и думал.

Даже не знаю, лучше знать о них? Или, всё же, нет?..)

Лучше знать. Но на "вы")

Ps, Ань, чудесная ава на мотивы булкаковские)


М-да... есть плотины в человеке, а есть.. плотинки бобра)

Грустно, но сравнение вызвало улыбку.)

Ох, Ань, нельзя мне давать такие "загадки" со множеством неизвестных)

Саш, всегда можно спросить разгадку.)
А загадывающий не поскупиться на ответ;)

Как одна девушка переспала с мужчиной в коме ( в коме был он).

Ты двигался на верном пути.)
Тот мужчина и был в коме, по всей видимости. Глаза остекленевшие, тело почти полностью отмороженное, половина ноги отрезана...
Ужас какой-то.

p.s. Саш, мне прямо не по себе...) Вспомнила, что подруга называла меня в день этой фотки "Геллой", правда, по нескольким причинам...)
Но ты ощутил какую-то атмосферность, видимо...)
Спасибо большое тебе за добрые слова и отсылку к моему любимому Булгакову.)