Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

10 ноября 2021 г. 10:52

3K

5 раз уж пристрастился к мужчинам, им никогда уж изменять не станешь

имя де сада прочно связано с достоевским. именно тургенев назвал достоевского "русским де садом". комплимент или оскорбление?

михайловский писал о достоевском: "жестокость и мучительство всегда занимали достоевского, и именно со стороны их привлекательности, со стороны как бы заключающегося в мучительстве сладострастия

комментируя михайловского, тургенев отмечал: 

я прочел также статью михайловского о достоевском ("жестокий талант"). он верно подметил основную черту его творчества. он мог бы вспомнить, что и во французской литературе было схожее явление, а именно пресловутый маркиз де сад.


однако михайловский крайне осторожен, он исследует «морально-психологическое насилие» в произведениях достоевского, а вовсе не физическое., что и имел в виду тургенев, стараясь задеть достоевского побольнее. критик обвиняет писателя в том, что подобным образом он уменьшает художественную ценность своих работ ради эффекта воздействия на читателя, эдакого заигрывания с ним - стремлением «пощекотать себе нервы». как это делал де сад. 

садизм, изнасилования, убийства, кровосмесительство, педерастия, некрофилия, грязь, от которой кружится голова. описания испражнений в рты друг друга так часты, что вызывают  отвращение. но не возникает вопроса "как им не надоест этим заниматься?" потому что  чем распутнее и греховнее преступнее, чем слаще его совершать. это как "запретный плод сладок" в извращенном понимании. 

натуралистичные описания физического (золя свистит с трибуны и требует еще) призваны "пощекотать нервы" скорее не читателя (хотя и в этом есть некое испытание своей психики), а власть имущих.  де сад изображает элиту не карикатурно, как гоголь, не глупыми, как салтыков-щедрин, а извращенными, такими, какие они и есть, тем самым максимально приближаясь к действительности. 

наиболее полно раскрыт образ герцога бланжи. уже в восемнадцать лет он стал обладателем огромного состояния. больше денег, больше власти. его изощренный ум уже тогда был убежден, что 

чтобы стать полностью счастливым, человек должен пройти через все возможные пороки и никогда не позволять себе никаких добродетелей. должно вершить только зло и никому никогда не делать добра.


эта настойчивая мысль - сострадание - дело дураков, повторяется на протяжении всего произведения. это не просто слова, это их жизненное кредо. здесь читатель не увидит никакого просвета и никакой жалости.  тот, кто надеется вызвать в них доброту, обречен на еще большее проявление жестокости.  это и случается с многими девушками, например, одна из них заплакала, вспомнив умершую мать. немедля она была наказана самым жестоким образом. в  итальянском фильме пусть и недостоверно, но довольно наглядно показано, как ее заставили есть испражнения прямо с пола.

большей человечностью наделены женские героини, которым де сад явно отдает предпочтение. даже пожилая распутница дюкло заплакала, узнав о судьбе своей старшей сестры. но это был лишь проблеск. как ни в чем не бывало она продолжила рассказывать сто пятьдесят историй для взрослых (более жестоких, чем в "декамероне", разумеется). однако многие из девушек или тупеют и теряют силы от постоянного насилия, или втайне молятся и получают еще больше наказаний, ведь имя бога разрешено называть только с  самой грязной руганью.


тот, кто называет де сада богом распутства,  попросту не заметил изредка проскальзывающих восклицаний автора, выражающих его искреннее сострадание к детям, обреченным на погибель:

о нежное, милое дитя, какая несоразмерность! какая ужасная судьба тебе уготована!

на каждой странице слышен обличающий все естество и всю философию злодеев смех де сада. его несколько гиперболизированная, и все же одна из самых достоверных и полных зарисовок самодуров.


Комментарии


В последней цитате нит ничего от сострадания к детям.
Именно в этой тональности, маньяки с дрожью сладострастия говорят о детях... перед тем как их изнасиловать и убить.


ну.. кому как, я воспринимаю так. сам де сад в жизни не таким же распутником был, сажали его за гораздо мелкие проступки. но это было в начале романа, где де сад описывал каждого героя. спасибо за комментарий!


- Граждане! - сказал Остап, открывая заседание. - Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания - она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем.