Больше рецензий

medvezhonok_bobo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2013 г. 19:25

372

4

Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна...


Этими строками начинается древнейший эпос о сотворении мира и человека, датируемый второй половиной II тысячелетия до н. э. Текст, озаглавленный по первым двум строкам (enūma eliš - аккад. когда вверху), был найден в библиотеке царя Ашшурбанипала при раскопках Ниневии. Написанная шумерской клинописью на семи глиняных табличках поэма представляет собой великий исторический и литературный памятник древней Месопотамии.

Космогонический мотив "Энума Элиш" традиционен: из первозданного хаоса выделяется порядок. Молодые боги прогневали своего прародителя Апсу постоянным шумом и суетой, тревожащей его отдых. Он тешится замыслом устранения назойливой помехи вопреки словам Матери-прародительницы Тиамат. Однако, молодые боги узнают о коварном плане и один из них - Эйа (Энки в шумерской традиции) - превентивным ударом убивает Апсу. Теперь уже взбешена Тиамат - она создает ужасных демонов, готовясь свершить месть. Испуганные молодые боги обращаются с мольбой о помощи к сыну Эйа по имени Мардук (глава вавилонского пантеона). Последний соглашается защитить их в обмен на последующее подчинение ему во всем, таким образом становясь на вершину божественной иерархии. Схватившись с Тиамат, новопровозглашенный царь довольно оригинальным и презабавным способом одерживает победу. Из тела поверженной Праматери Мардук создает мир, а из крови Кингу, соратника Тиамат - людей, призванных стать слугами богов.
Дальше боги славят Мардука, называя его пятьюдесятью хвалебными именами.

Акт творения человека интересен вот в каком плане. Созданный из крови демонизированного бога человек, стало быть, по определению проклят и обречен носить в себе частичку Хаоса. Однако, тело "лепит" бог своими руками. Таким же образом, дело обстоит и с миром, созданном из частей тела Тиамат. Нельзя не провести аналогию: материя - нечто низкое и проклятое, форма - высшее и благословенное. Человеку вменяется служить богам и восхвалять их, впрочем без какого-либо шанса на "вознесение", а потому ему остается довольствоваться бренным миром.

Прочитано в ходе флэшмоба "Спаси книгу - напиши рецензию!"