Больше рецензий

Burmuar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2013 г. 17:38

170

5

Умберто Эко из тех авторов, которые не нуждаются в представлении. Это один взгляд на вещи. С другой же стороны, даже короткой первой строчки из Википедии, гласящей, что "Умберто Эко — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель" достаточно, чтобы понять, что это гораздо более многогранная фигура, нежели просто писатель. Более того, писатель Эко скорее по совместительству. В первую же очередь он - ученый. И литературоведческие практики занимают в списке его научных трудов далеко не последнее место.

"Шесть прогулок в литературных лесах" - это шесть лекций, прочитанных Эко в Гарвардском университете в 1994 году. Лекции эти посвящены читателю, который отправляется в каждое новое произведение, словно в лес. Эко никоим образом не рисует карту, не сообщает нам правильный маршрут путешествия, ибо прогулка - личное дело каждого, каждый сам решает, ходить ему проторенными тропами или блуждать между деревьями с закрытыми глазами, натыкаясь раз за разом на крепкие стволы и раня тело об колючие кусты.

Эко в первой же лекции сообщает, что

текст — механизм ленивый, требующий, чтобы читатель выполнял за него львиную долю работы.


И его совершенно не смущает, что читатель тоже далеко не всегда - трудолюбивая пчелка. Ибо все мы изначально - читатели эмпирические, то есть такие, которые имеют полное право прочитывать текст так, как им того хочется. Мы можем читать его много раз, доискиваясь до самых глубин, можем наискосок - это наше сугубо личное дело. Но все же каждый текст рассчитан на читателя образцового. И речь не идет об ученых уровня самого Эко, но скорее об идеальных читателях для каждого текста. И образцовый читатель Джойса не тот же, что образцовый читатель Донцовой. Хотя это может быть и один человек. Просто образцовый читатель должен быть готовым к восприятию каждого конкретного текста.

Основополагающее правило обращения с литературным текстом заключается в следующем: читатель должен соблюдать негласное соглашение, которое Колридж определил как «воздержание от недоверия». Читатель обязан иметь в виду, что ему рассказывают вымышленную историю, но не должен делать из этого вывод, что писатель лжет.


Ведь верим же мы в говорящий комок теста, когда читаем "Колобка", но только до того момента, как будет закрыта книга. И это вовсе не значит, что после этого мы кинемся обсуждать "Государство" Платона с купленным намедни нарезным батоном.

Труд Эко, конечно же, изобилует научной терминологией, но не стоит забывать, что это лекции, читавшиеся в университете, то есть материал, рассчитанный на восприятие на слух. Для того, чтобы перегруженное информацией внимание не ослабевало, он вставляет как просто шутки, так и иллюстрирует свои теории примерами из литературных произведений.

Кроме того, спектр затрагиваемых им тем не ограничивается литературой. Например, мне было крайне любопытно узнать, что такой маститый ученый считает порнографией.

Главный же вывод, сделанный Умберто Эко, придется по вкусу любому читающему человеку:

В любом случае, люди никогда не перестанут читать литературные произведения, ибо именно в них мы ищем формулу, способную придать смысл нашему существованию.


Итак, я читаю, значит, я существую!

Ветка комментариев


Я очень мало что перечитывала. Вообще навскидку помню только 2)) "Волхв" и "Триумфальную арку" (но ее готова бесконечно по-моему перечитывать)

"Сто лет..." обожаю!!! Офигенный роман! "Имя розы" безумно понравился. "Доктор Живаго" не легко дался, но в целом хороший роман)


"Арку" я, по-моему, трижды читала))) А "Волхва" не люблю. Герой бесит))) Я у Фаулза люблю "Червя" очень сильно.