Больше рецензий

24 февраля 2013 г. 16:40

126

5

Редко прочитанная книга остается в памяти хотя бы на пару дней. Вроде бы и написано живо, старательно, а за душу не берет. А бывает незамысловатый вроде бы рассказ, простая житейская история, а чувствуется в ней такая глубина и правда жизни, что мороз по коже.
Таким удивительным даром - западать в душу - обладает проза Лидии Сычевой. Автор - не новичок в литературе, читателю хорошо известны книги «Предчувствие», «Вдвоем», «Уже и больные замуж повыходили». Юмор, образный выразительный язык, умение видеть главное в человеке, сопереживать и сострадать, искренность и лиричность – отличительные качества стиля писателя. Несмотря на все тяготы жизни, герои Сычевой не забывают о главной власти в судьбе человека - власти любви. В этом, пожалуй, и заключается основной смысл новой книги писательницы «Три власти», которая вышла в самом конце 2012 года в издательстве «ИТРК».
Книга открывается одноименным рассказом. Главный его герой – молодой ученый-физик Сергей впервые попал в Кремль на званый прием. Оказавшись на Соборной площади, Сергей ощутил как «бьется сердце великой страны… Он вдруг почувствовал себя Иваном Грозным, Македонским, Цезарем и ему казалось, что это он правил настоящим, прошлым и будущем разноплеменной империи. …Ему казалось, что он мчится на лыжах с огромной горы и душа трепещет – он должен сейчас разбиться, погибнуть, но он все летел и летел; так вот, успел он подумать, неужели почувствовав свою призванность, владеть и властвовать, можно еще чего-то хотеть?!»
А потом Сергей покорился в другой власти - власти таланта, слушая удивительное пение выступавшей на концерте женщины. «…За певицей не было ни тысячелетней Руси, ни космических войск, ни глухих закоулков сумрачной страны с полуразрушенными избами. Был только ее дар, ее голос простой смертной женщины, но в эти минуты он готов был стать перед ней на колени…» Однако всего сильней все-таки оказалась третья власть – власть любви, когда, оставшись наедине с любимой женщиной, Сергей понял: «…все царства мира, все венцы кесарей он бы сейчас отдал за то, чтобы никогда, ни на минуту не разлучаться с ней…».

О власти любви и рассказ «Простая история», главный герой которого ради житейских благ предал свою свою Галинку, верно ждавшую его из армии. Простой шофер-работяга изливает душу на бумаге, обращаясь к неведомому другу: «Если Бог тебе послал любовь в начале жизни, если это твое, никому не надо свою любовь отдавать, никого не надо слушать, кроме сердца своего…» Об утраченной любви и тоске по ней и рассказ «Очарована, околдована». Семидесятилетняя Алла Валерьевна, имеющая замечательного, любящего мужа, детей и внуков, оказывается, всю жизнь любила другого. Лишь когда Сени не стало, ощутила Алла Валерьевна опустошенное спокойствие, и мечтает теперь об одном, чтобы вылечился от пьянства сынок Саша…
Лидия - мастер короткого рассказа, несколько страниц вмещают в себя не только человеческую судьбу, но и порой целую эпоху как, к примеру, в рассказе «Летящая». Главная героиня «была ладной, легкой и красивой, а будущее было бездумно, светло и прекрасно». «Родиной у нее была большая, необъятная страна, через которую надо было ехать семь или восемь суток подряд…» Она стала проводницей, потому что «во всем этом наборе слов: дорога - путь - железо - сообщение, ей вдруг послышалась музыка, та, которая всегда сопровождала ее «полеты» - музыка ветра, движения. …работа была для нее лишь жизнью, несущей ее вперед, вперед». Но распалась страна и станцию, на которой жила Летящая закрыли, пришлось вернуться в деревню, к земле. Однако по ночам ей был жутко, она плакала, вспоминая дорогу. А в один из жарких дней, когда женщина копалась в огороде, ее хватил удар. Из больницы она вышла с парализованной рукой, нарушенной речью и поврежденным рассудком. Сколько же таких было искореженных изломанных судеб в 90-е! Летящая - это еще и символ России, парализованной бездумными антинародными реформами, утратившей легкость и красоту…
Лидия Сычева - лирик, однако ее ирония становится беспощадной, переходит в гротеск, когда писатель говорит о тех, кто превратил сильную, мощную Россию в парализованную старуху. Острой политической сатирой можно назвать рассказ «Новейшая история». Вот как прозаик описывает министра Алексашенко: «…Инфантильно-изнеженный, артистически-нелепый, изломанно-хрупкий. В его бледном лице с глубокими голубыми тенями и синюшными губами есть что-то из иного, вампирско-загробного мира. Нежить – особый разряд духов. …Нежить садится в президиум, складывает руки, похожие на перепончатые лапки гигантской летучей мыши. Слабая равнодушная улыбка гуляет по синим губам. Нежить благосклонно кивает залу. ...Все в стране отлично знают, что деяния нежити Алексашенко безумны и вредны. Но нас несет поток селевой грязи, мы не можем остановиться, зацепиться за твердую почву, удержаться».
Впрочем, автор всегда оставляет надежду и своим героям, и, конечно, читателям. Рассказ «Новейшая история» писатель завершает сценой крещения девяти маленьких ангелочков. «Кудрявые и почти безволосые головенки, маленькие ручки и ножки, наивные удивленные глаза, лепет, гуление. Светлые, беззащитные дети.
А сверху, сквозь цветное витражное окно, смотрел на них всемогущий Христос. Родители верили, что силы небесные спасут и защитят их детей, когда они сами уже будут не в силах им помочь…»
Проза Лидии Сычевой защищает своих читателей от бездуховности и безверия. От пустоты и серой обыденности. Она дает силы жить и надеяться, верить и любить.

Власть любви