Больше рецензий

22 февраля 2013 г. 07:29

1K

5

А ведь буквально еще вчера наименование «Памятник древнерусской литературы» для меня служило лишь крестом, обозначающим что-то старое, мутное, непонятное и доисторическое. Значение этих слов более было близко вроде бы к наскальным рисункам или окаменелым останкам динозавров – что-то очень далекое от современного общества и его потребностей. Сейчас же я поняла, как сильно я ошибалась. Век далекий, да только люди всегда остаются теми же людьми, и эмоции их сильных изменений не потерпели. Как любил говорить мой историк: «Эти древние-то! не дураче нас с вами были, а то, может, и нам чему бы у них поучиться следовало».
­
Теперь мои впечатления от этого поистине гениального произведения бешено скачут по всей голове: в высоких небесах поют похвалу лебеди, волчьи стаи рассыпаются лаем по полю, сама природа оживает и разговаривает с князьями на своем языке. Она отчаянно пытается уберечь их от опасности. Но разве буйная молодость, решившая повторить подвиги отцов, услышит эти предупреждения? Раз выступив, дорога назад закрывается:

«Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти».

Чем дальше шли воины русские, тем яснее им виделось поражение: явления природы, дикие звери, всеобщий настрой. Сама Див прилетала заговорить с Игорь-князем, но он не услышал ее голоса.

Тогда и князья, и народ, и вся природа становится единым целым – все, что можно было бы назвать землей Русской. Увидев истинную причину неудач, автор отчаянно призывает «детей Олеговых», великих продолжателей его славных побед, прекратить распри между собой и собраться армией против нависшей над ними общей угрозы. Он говорит о единении, ведь именно в этом содержится секрет непобедимого государства.

И, конечно же, знаменитый плач Ярославны, вобравший в себя нечто гораздо большее, чем печаль любящей жены о погибшем муже. Это великая скорбь всего народа, забывшего себя и близких своих в безмерной тоске. В этой битве был потерян не только князь и его войско, в этой битве каждый человек потерял частичку себя – безумная любовь к родине и страх за нее слишком много отобрало энергии и сил.

Ярославна в отчаянии обращается к языческим богам, с вопросами о том, почему они отвернулись и оставили Игоря и все его войско на растерзание «поганым»:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки?
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?»
...
«Солнце, солнце, ты сияешь
Всем прекрасно и светло!
В знойном поле что сжигаешь
Войско друга моего?»


Но стихии, воплощения языческих богов, отказали в помощи русскому народу, а то и сами оказались причастными к его поражению. И тогда единый и всемогущий православный бог указывает путь князю в родные земли, он прощает своего «раба вечного» и ведет его к «золотому престолу», демонстрируя свою любовь и всепрощение.

Интересно, что язык повествования периодами разделяется на два противоположных: существует предположение, что произведение должны были исполнять два певца, поочередно сменяющих друг друга – Боян и Ходына. Боян нередко возвращается в прошлое, воспевая ранние победы в битвах. Он тянет строки, его ритм более спокойный и мелодичный. Ходына же, напротив, призывает к новизне, более молодому взгляду на события, рассказывает о происходящем бодро, резко, ритм его отличается скоростью и бойкостью. Это еще одна черта, говорящая о великом таланте автора.

Глубину этого произведения невозможно измерить словами, очень многое остается на уровне ощущений. И немало значимым после прочтения остается чувство гордости: были ведь гении на «земле Русской» и в XII веке!

Комментарии


Отличная рецензия :)


Рецензия хорошая. А читали ли вы, какой суд над князем Игорем придумал Солженицын в романе "В круге первом"? Почитайте, удивит, посмешит и расстроит...


Хм, интересно. Не читала, но теперь обязательно возьму на заметку. Спасибо. Хотя уже настораживает...


Если неохота читать весь роман, то можете сходить вот сюда, и начать читать с середины 54 главы и всю 55-ю.


Хорошо, так пока что и сделаю. Как только выкраду пару свободных минуток, посвящу их изучению. )


а я вот пыталась прочесть "Слово..." раза три точно. не идет оно у меня никак. германский эпос привлекает намного больше. но читать отзывы о нем нравится - все надеюсь, что их авторы в конце концов простимулируют меня.
+1 :)


Попробуйте в следующий раз книгу поэта Игоря Шкляревского Читаю Слово... - там и его поэтический перевод и литературное исследование Слова. Очень интересно и вдохновляюще. :))
Электронный вариант есть на mirknig.com.


спасибо. обязательно попробую))


"Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши! Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море! Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?"

Какие "русские полки"? Откуда?


спасибо за рецензию. вот, кстати, у Жуковского:

"О ветер, ты ветер!
К чему же так сильно веешь?
На что же наносишь ты стрелы ханские
Своими легковейными крыльями
На воинов лады моей?"

по-моему очевидна близость к оригинальному тексту. итак, русские полки или воины лады?

"Таким образом, первичным значением славянского слова (Лада. Прим. мое) он (Трубачев О.Н., совет. лингвист. Прим. мое) считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»"

Заболоцкий в отличие от Жуковского просто несколько упростил мысль, а также несколько патриотизировал её, я считаю.

а вообще интересно. сам наверное в переводе Жуковского буду читать.
ещё раз спасибо, Sola-menta, за рецензию и дельный комментарий, господин Chundrik


да, кстати, стоит принять во внимание, что Заболоцкий переводил с помощью рифмы, а Жуковский нет.