Больше рецензий

30 октября 2021 г. 20:38

3K

3.5 хорошо, только мимо

Маленькие люди в большой разлаженной мясорубке.


Удивительно дело: татары наругали книгу за то, что главная героиня Зулейха получилась слишком орусаченной, мол, настоящая татарка даже в апокалипсис под одной крышей с чужим мужчиной спать не ляжет и без покрытой головы никому не покажется; русские наругали за поднятые «остренькие» темы прошлого, вроде как даже за русофобию. Закрыл глаза, сжёг учебник истории, посмеялся над рассказом прадеда (маразматик, что с него взять) - и вот вроде и не было ни ГУЛАГа, ни строительства БАМа, ни острова Валаам, ни революций, ни голодомора, ни репрессий, ни ссылок, ни войны, ни раскулачивания, ни крепостничества, ни других дефектных чёрных дней. Только радуга, пони, сытая довольная жизнь от кайнозоя до наших дней.

Я не знаю историю детально, наизусть, знаю только то, что было и по каким причинам. Но глупо было бы предполагать, что раскулаченные крестьяне ехали в свою ссылку в вагоне бизнес-класса и каждый день от пуза ели. Невероятным было бы предположить наличие повсеместного феминизма в глухой татарской деревеньке, где гордые женщины заставляют мужей уважать их. Неразумно утверждать, что сто процентов людей настолько испугаются кары всевышнего, что попустятся возможностью вопреки заветам и правилам спасти свою жизнь.

Возможно, у Гузель Яхиной и есть в «Зулейхе...» какие-то нестыковки с реальностью (я о медицине не слишком много знаю, но доктор Лейбе как-то фантастически странно принимал роды). Да и зачем ждать от художественной книги стопроцентных показателей достоверности. Если смотреть на эту историю в целом, то я ей верю.

Верю. Но, тем не менее, она меня не слишком-то зацепила. Если прочитанные ранее «Дети мои» отдались какой-то старой, глубинной болью, затаенным переживанием, личной печалью, то «Зулейха» как будто прошла мимо.

У Гузель Яхиной очень приятный язык (в «Детях» всё же ещё лучше, чем здесь, но это первая книга), она вообще интересная рассказчица, умело удерживает внимание, снова и снова привлекая какой-то мелочью, от которой невозможно отвести взгляд. И рассказ о жизни и сложном пути маленькой татарской женщины получился... правильным. Соответствующим времени, о котором он повествует. И сама Зулейха - правильная: напуганная, где-то сломленная, сомневающаяся, покорная. Она как будто бы не растёт, застыла в янтаре в одной позе, в своей деревне по соседству с Упырихой, и, несмотря на меняющуюся жизнь, сама не меняется. Покорно ждёт смерти. Или перемен. Или гибели сына. Или кары небесной за грехи. И это нормально. Не каждый человек в принципе способен на работу над собой. Некоторых трудности закаляют, некоторых угнетают. Некоторым новый опыт не даёт ровным счётом ничего. Не спорю, что в те времена были женщины гораздо сильнее духом. Но ведь были и такие...

История не моя. Не моя, и всё тут, и не потому что героине невозможно сопереживать, а просто потому что... не откликается. Важная, значимая, страшная веха истории, которую я принимаю и осознаю, но не сочувствую ей.

Если бы не Вольф Карлович Лейбе, «Зулейха» бы понравилась мне гораздо меньше. История некогда уважаемого врача-немца виделась для меня отдушиной. И даже не потому что он немец, а потому что образ жизни, который он избрал в трудные времена и скорлупа, которую он вокруг себя вырастил тянули на какой-то серьёзный психологизм. А в психотравмах персонажей я дюже люблю копаться.

Несмотря на то, что книга «не зацепила», я не могу не отметить, что написана она хорошо и складно. И читать её интересно, и за каждым героем и событием следишь с опаской и ожиданием: что ещё выкинет? Что ещё случится? В любимые, конечно, не запишу, но о том, что прочла её ни капли не жалею.