Больше рецензий

A-Lelya

Эксперт

по чаю и выпечке

29 октября 2021 г. 20:13

314

4 О несчастной женщине

Сейчас будет, возможно, весьма феминистский текст или меня обвинят в феминизме, но это мои мысли. Я здесь веду некий дневник своих впечатлений по поводу прочитанных книг и пьес.

Я снова возвращаюсь к своему любимому Федерико Гарсия Лорке, драматургу, у которого получается так ярко и драматично, глубоко писать пьесы, что когда их читаешь, не можешь потом долго уснуть. Такие пьесы, после которых долго приходишь в себя, задаешься вопросами, делишься впечатлениями, находишь интересные детали. Одна из таких глубоких его пьес это Федерико Гарсиа Лорка - Дом Бернарды Альбы , рецензия на которую у меня тут Дом Бернарды Альбы.
От его пьесы "Публика" я испытала разочарование.
А вот от этой пьесы я снова в восторге!
Главную героиню пьесы – Йерму отец выдал замуж, подобрав ей мужа - Хуана, идеальную на тот момент партию. И смотрите, что получилось – она его не любит, и он ее не любит. Но она так хочет иметь ребенка, просто до безумия, даже готова биться головой о стены и камни. Но как, скажите, в этой семье, где никто никого не любит, могут появиться дети?
Хуан только и делает, что работает. Он считает, что мужчина должен работать и содержать семью, а женщина сидеть дома. И совсем не думает о детях. Как-то эгоистично он поступает. Опять же – зачем тогда создавать семью? Мало того, он еще и, говоря современным языком, абьюзер. Он не видит в Йерме женщину и сам настолько принижает ее достоинство, что она и сама в себе перестает видеть женщину.

"Йерма. Наплевать мне на людей!
Хуан. Не ругайся. Женщинам не хорошо ругаться.
Йерма. Если б я была женщиной!".

Единственное, что ее утешает, это любовь к другу детства и юности – пастуху Виктору, которого она любит до сих пор. Виктор тоже ее любит.

И вот тут, конечно, есть очень интересные моменты в пьесе (за это я обожаю такие пьесы!), когда в ремарках, в коротких репликах, паузах, поворотах головы или тела, вдруг возникает какая-то магия драматургии, и ты вдруг понимаешь всё! Понимаешь психологизм и драматизм моментов и отдельных сцен.

Когда Виктор и Йерма встречаются наедине и просто смотрят друг другу в глаза, они уже говорят о любви, их глаза говорят об этом, долгие взгляды, за которые они потом вынуждены расплачиваться слухами, сплетнями и осуждениями. Хуан догадывается о встречах Йермы с Виктором, ему уже обо всем докладывают вездесущие соседки. И что делает Хуан? Он покупает у Виктора стада овец, якобы для Йермы. На самом деле он хочет устранить соперника, хочет, чтобы Виктор уехал. Виктор приходит попрощаться в дом Йермы, и тут происходит между ними такая яркая вспышка чувств и любви, выраженная в жестах и словах:

"Хуан. Мы уж не знаем, куда девать овец.
Йерма (печально). Места много.
Пауза
Хуан. Я тебя провожу до ручья.
Виктор. Желаю вам счастья. (Протягивает Йерме руку.)
Йерма. Дай бог, чтобы сбылось твое пожелание. Счастливый путь!
Виктор направляется к выходу, но Йерма делает чуть заметное движение, и он оборачивается.
Виктор. Ты что-то сказала?
Йерма (с отчаянием в голосе). Я сказала: счастливый путь.
Виктор. Благодарю. (Уходит вместе с Хуаном.)
Йерма с тоской смотрит на свою руку, которую только что пожал Виктор. Затем быстро отходит налево и берет шаль".

Он повернулся, чтобы, возможно, услышать для себя другое, нечто важное, чем «счастливый путь». Может, даже признание в любви. И чтобы еще раз увидеть глаза любимой, которые полны любовью к нему. А она повторяет только это «Счастливый путь», чтобы не вызвать никаких подозрений. Но все же чувствуется, что она благодарна ему за эти мгновения, когда он повернулся.
Про финал: главная героиня, на мой взгляд, не сошла с ума, а действовала в состоянии аффекта. Я считаю, что Йерма поступила правильно. Так и должно было случиться. И это для нее был единственный выход. Пусть ее дальше приговорят к чему-то и будут осуждать, но для нее тот поступок, на который она решилась - это было освобождение, сильнейший выплеск эмоций и самовыражение, она наконец-то стала самой собой, свободной и, быть может, даже умиротворенной в какой-то степени. В любом случае, что-то бы произошло в ее сознании или в ее жизни, что дало бы ей именно такой выплеск гнева и негатива, а может, даже сильнее.

Благодарю группу Драматургия за выбор моего любимого драматурга осеннего сезона!

Комментарии


в ремарках, в коротких репликах, паузах, поворотах головы или тела, вдруг возникает какая-то магия драматургии, и ты вдруг понимаешь всё!

Как здорово Вы подметили! Вот за это я и люблю пьесы: автор, на первый взгляд, вроде ничего конкретного не говорит, но становится всё понятно без слов! Действительно - магия!


Да, это точно! Как здорово, что есть такие единочувствующие люди, как вы! Мне нравится читать ваши рецензии на пьесы! Всегда так тонко всё улавливаете!;)


Спасибо на добром слове)) Хорошего вечера))