Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

17 октября 2021 г. 18:56

796

4.5 «…город как город и люди как люди вокруг» (с)

Умеет же Золя пробивать на эмоции. Большей частью, правда, отрицательные. Хотя казалось бы, что он такого особенного описал? Город как город и люди как люди. В меру мерзкие, алчные, глупые, хитрые, циничные, добрые и наивные – всякие. На повестке дня быт, деньги, карьера, сплетни, зависть, манипуляции, управление мнениями, мелкие политические и личные интриги, а также (внезапно) семья и любовь, пусть поломанная и больная какая-то. Но автор сумеет написать так, что злишься, раздражаешься, а оторваться не можешь.

В Плассане я уже была однажды, несколько лет назад, когда читала первую книгу цикла – «Карьеру Ругонов». Еще тогда этот город оставил по себе неприятное впечатление. Что ж, пришла пора снова погрузиться в это с головой.

Вспомнилось тут, как я бесилась от героев при чтении «Терезы Ракен». Здешние, плассановские, не сильно от них отстают. Правда, никого не убивали (хотя…) и животных не мучают (и на том спасибо), зато друг друга – сколько угодно. Подлые сплетни за спиной, распускание слухов, лицемерие, откровенная ложь, моральные издевательства, смешки и показывания пальцем – всего этого навалом в маленьком французском городке.

Что уж говорить о героях, если не слишком приятный, мелкий, слабый, придирчивый и ворчливый господин Муре (отец будущего владельца «Дамского счастья») оказывается в итоге одним из самых адекватных героев романа, тем, кому под конец действительно сочувствуешь? Он не был злым, не был подлым, любил своих детей и старался их защитить. Да, он кое в чем сам виноват, но все же.

А вот его жену не жаль. Сложно таких жалеть, их просто хочется запереть в психушку. Муж к ней придирался, говорите, ворчал, не давал из дому выходить и т.д.? Ну, во-первых, силой не привязывал, когда захотела – и выходить стала, и делала, что хотела, не удержал ведь. А во-вторых, в ее случае, и правильно делал! Посмотрите, что с ней произошло, как только она вышла «на свободу». Госпожа Муре на поверку оказалась легковнушаемым и фанатичным человеком. Ей отчего-то жизненно необходимо, чтобы о нее вытирали ноги, только тогда она спокойна и счастлива. Таких блаженных только под замком и держать, а то весь дом отнесут в церковь, все имущество раздадут всяким проходимцам, забудут даже о своих детях, и будет не слишком удивительно, если в конце концов радостно самоубьются в припадке экстаза. Страшная женщина, короче. Хотя и ей не повезло. Могла бы тихо и мирно прожить свою жизнь, не случись ей подвернуться завоевателю, в чьих руках она стала слепым орудием. Хотя тот и сам под конец был не очень-то рад.

Не в добрый для себя час господин Муре решил сдать верхний этаж своего дома новому аббату с матерью. А ведь аббат Фожа – такой тихий и аккуратный жилец: не видно его и не слышно, сидит как мышь, платит вперед. Мечта! Кто же знал, что под заношенной рясой и грубоватой крестьянской внешностью скрывается честолюбивый и безжалостный человек, хладнокровный и равнодушный манипулятор, сметающий на своем пути все препятствия…

Крайне любопытно наблюдать, как этот скромный «святой» постепенно и методично прибирает к рукам то, что ему нужно. А нужны ему не деньги, к деньгам он равнодушен. Но вот власть… Держать в своих руках весь город, все рычаги влияния – цель, к которой он идет любыми средствами. И вот те, кто пару лет назад смотрели на него презрительно и насмешливо, уже отзываются о нем с симпатией. Потом начинают превозносить его направо и налево. А еще немного погодя – уже боятся и ненавидят, осознавая, что каким-то неведомым образом оказались у него на крючке. Вот бы нашелся кто-то, кто избавил их от него… Но сами они, конечно, не решатся.

Каждый герой преследует свои интересы, что вполне логично. Кто-то просто хочет хапнуть как можно больше, пока возможность есть. Кто-то – жить спокойно, чтоб не трогали, а остальные пусть грызут друг другу глотки хоть до посинения. У кого-то сын-балбес, надо его пристроить куда-то. Кому-то нужно теплое место для себя, кому-то – насолить родственникам, а кому-то – разгрести жар чужими руками, чтобы потом с удовольствием воспользоваться результатом. Тем более, что в прошлом уже удавалось не без успеха провернуть подобное. А кому-то – и просто посудачить, как вон тот бьет жену по ночам и по саду со свечой в руке расхаживает, а вот этот, оказывается, у себя на родине священника задушил, смотрите, вон он идет, ахаха. Толпе нужны жареные факты, она их получит. И разнесет куда надо, и сделает свое дело. Потакая этим мелким слабостям и имея за спиной соответствующую поддержку, можно вершить большие дела. Вот только всего все равно не предусмотришь…

Золя в небольшом масштабе и с большим мастерством опишет все нутро этого общества со всеми его мелкими страстишками, гнильцой, лицемерием и равнодушием. Часть персонажей хотелось утопить в болоте, впрочем, автор придумал кое-что получше. Концовка меня, прямо скажем, радует, несмотря на некоторую ее театральность. Да что там, шикарная концовка, ярко осветившая напоследок характеры всех героев и города в целом. Бальзам на душу!

Прочитано в рамках Игры в классики, 17 тур, ход №3

Комментарии


Ого
Ты случаем не решила всех Ругон Макаров прочесть тоже?))


Пока таких далеко идущих планов нет))
Но время от времени почитываю что-то, когда желание приходит, без всякой привязки к хронологии. Еще пара-тройка книг точно в више есть, а там поглядим.


У автора многие персонажи не вызывают симпатии, да и книги в целом тяжелые и давящие что ли.
Прочитала первые 4 книги цикла, точно не помню и больше не решилась, книги то нравятся, но послевкусие не очень.


Да, это так, он всю самую мерзкую подноготную вытаскивает. И чувство остаётся тяжелое.
Но встречаются и симпатичные персонажи, на самом деле. Только не в этой книге)


С одной стороны, такие книги тоже нужны.
И не в тех, которые читала я))


Да. Зато они не скучные и не ванильно-сладкие, пробивают на мысли и эмоции. Это важно и тянет читать еще, хотя и не подряд, конечно.
Ну, вот хоть в "Дамском счастье" главная героиня - вполне себе) да и Муре там очень даже.


Согласна) лучше такие чем ванильные.
Не читала Дамское счастье, но верю тебе на слово))


Я, может, даже перечитаю когда-нибудь) зашла мне та история.


С университетских времен Золя воспринимается мной душноватой французской классикой)) после универа рука к нему больше не тянулась :/ после твоей рецензии, которая освежила впечатления, по-прежнему не хочу к нему обращаться)) но рецензия отличная, дело тут именно в характере литературы Золя) От человеческой низости в глазах рябит и без его книг 8)


А я в универе его вообще не читала, первую книгу где-то года в 24 прочла только))
Да, согласна, что ощущение от книг душное и тяжелое, потому что персонажи такие и жизнь у них не лучше. Но при этом затягивает, пробивает на эмоции, поэтому читаю) иногда.


Да я по программе читала)) и как сказать читала...там такие объемы, что кусками выхватываешь. Тем более обязаловка никогда не располагает к вдумчивому чтению) А первый факультет у меня технический был, так что вообще формат филфака не моё)

Да, таких авторов хорошо читать дозированно)


Я поняла)
Я, может быть, в том числе и поэтому никогда не смотрела в сторону филфака. Всегда любила читать, но не любила литературу как предмет: все эти "правильные" сочинения (когда ты знаешь, что от тебя хотят и пишешь это, но мерзковато это все), чтения по программе и высказывания "своего" мнения (ну, пусть бы даже и действительно своего, но не всегда тянет его куда-то там на аудиторию класса высказывать). Поэтому, как представила себе 5 лет в универе в сопровождении вот этого всего... не-не-не, никакого филфака))


если говорить честно, то филфак - это очень скучно. Я туда попала по обстоятельствам, и полюбить так и не смогла. Так что твои впечатления верны, если отталкиваться от моего опыта. Огромные объемы информации, которые нужно постоянно учить наизусть, при абсолютной невозможности всё это запомнить. Сдаешь экзамен и тут же забываешь. И самое интересное, что лучшие стихи и песни были на моем родном математическом, а на филфаке такого и близко не было) вот так)


Мне тоже всегда казалось, что это скучно должно быть)


Я наконец добралась, читала и кивала, по героям совпали, реально жалко Муре под конец, детей жалко, девушку уж точно, да и Сержу (надеюсь, не переврала имя) маманя жизнь поломала по сути... А вот ее не могу пожалеть, прибить хотелось как и большинство героев... Концовка фееричная, может, и слегка театральная, но очень мощная и вот даже знаешь не театральная, а кинематографичная, я прям видела эту сцену перед глазами)

Люблю Золя, мне как раз он по душе за то, за что, я смотрю по комментам выше, его многие не любят, он умеет показать всю низость что есть в людях, не боится сложных некрасивых тем, и вот когда говорят а вот раньше такого не было, мне всегда хочется сказать, читайте классику!))


Я рада, что сошлись))
Да, детей жалко. Октав-то выкрутится, как мы знаем... сам себя сделает. А вот что с дочерью будет, совсем непонятно. И главное, поначалу-то мать ведь ее и любила, и заботилась. И отец тоже, и братья, все с добротой относились. А потом..(( Но Муре поступил с ней единственно правильным образом, который был возможен в этой ситуации - отвез туда, где ей будет лучше. Я бы хотела, чтобы он и сам уехал, забрав денежки)) а эта свора пусть бы там оставалась вместе с его женой. Лучше уж домом пожертвовать, чем рассудком.
Имя Сержа не переврала. Я не знаю, будет ли он где-то дальше, но хочется думать, что не сильно поломала. Может быть, он в своей вере и учебе найдет для себя отдушину. Хотя, думается, он недолго проживет...
Про кинематографичность согласна)
Точно-точно)) Хотя обычно имеют в виду не столь давнее время, ссылаются на XX век. Но и там чего только не было.


И я)))

Октав самый старший, на нем меньше всего сказалось, мне кажется. Серж потом в другом романе главным героем будет, его религия сделает несчастным((

Но Муре поступил с ней единственно правильным образом, который был возможен в этой ситуации - отвез туда, где ей будет лучше. Я бы хотела, чтобы он и сам уехал, забрав денежки)) а эта свора пусть бы там оставалась вместе с его женой.

Очень согласна!!!

Ага, знаем мы, и секса в СССР не было, и вообще, я всегда очень громко закатываю глаза на таких высказываниях)


))
Октав и по характеру не такой чувствительный, более пробивной.
А, глянула, "Проступок аббата Муре". Ясно, тоже конфликт "религия и любовь".
Жаль, что ему не пришло в голову так поступить(( хотя он Марте говорил что-то типа "если я тебе мешаю - ты скажи, я тоже уеду".
Да-да))


Да, тоже верно.
Ага(
Очень жаль, но Золя не любил хэппи-энды...)


Ну это сложно было бы назвать хэппи-эндом) хотя иногда он их все же писал - ну, относительные.


оооочень относительные)


Я "Дамское счастье" вспоминаю - вроде норм же финал был)


Смотря для кого, мне гг там параллельно была, а вот второстепенных потрепало и там(


Я про второстепенных, если честно, плохо помню, читала лет 6 назад. Но ощущения какого-то п...ца от концовки не осталось вроде. В отличие от "Жерминаля", например, или "Терезы Ракен". Поэтому кажется, что вроде норм)
Если только не считать мелких лавочников, кого разорил магазин Муре. Но тут уж... это законы бизнеса. Они не смогли подстроиться - значит, погибнут.


А меня героиня не зацепила, вот я за остальными и наблюдала, но там, конечно, не полный звездец, но мне было грустно...


Сейчас припоминаю, что в конце и самоубийства были или я путаю?


Смерти точно были


Ну без них-то у Золя совсем никуда


Так что, если вдуматься, ХЭ там с горчинкой...


Ну совсем сладких от него и не ждёшь, но все-таки он там "хэппи", относительно других книг, где совсем мрак, я только про это.


С этим согласна))


Давно все же я классику не читала, пора исправляться :)

Но автор сумеет написать так, что злишься, раздражаешься, а оторваться не можешь.

А вот тут согласна. Именно такие эмоции испытывала, когда читала Терезу Ракен...


Вот и я так решила)
Потому и Моэм, и Золя...
Да, тут даже похоже чем-то, по эмоциям. Хотя все же не такая жесть. Хотя... это как посмотреть.


Включу побольше на следующий год. В этом году современной все-таки больше, а под конец ничего не успеваю вообще, поэтому первым делом по игре закрываю. В общем пока не до классики. Но хочется.
Золя, по-видимому, любит живописать темную сторону... И Парижа, и человеческой души.


Я уже даже не пытаюсь долгосрочные планы строить) оставляю побольше свободы себе. Вот чтоб захотелось что-то - и можно было побыстрее взять, а не через 2 года. Но и то не всегда выходит)
Даа, Золя - он такой. Вытаскивает на свет всякое мерзкое из общества и человеков


Даа, Золя - он такой. Вытаскивает на свет всякое мерзкое из общества и человеков

И делает это великолепно ;)