Больше рецензий

Champiritas

Эксперт

Encore un moment, monsieur le bourreau...

15 октября 2021 г. 20:04

2K

5 Не марксист и не народник

Павел Николаевич Милюков - Министр иностранных дел Временного правительства России, лидер партии кадетов. Личность и биография этого человека заинтересовали ещё и потому, что именно на его партию делал ставку наш школьный учитель истории. С его точки зрения, если бы страну повели конституционные демократы, то такое развитие событий было бы наилучшим.

Хочется отметить, что Авторы книги проделали титанический труд, биография полна деталей, иногда даже излишне. Очень много информации о юных годах Павла Николаевича, его увлечениях. Интересно было прочитать о Милюкове-историке и его тесных связях с Ключевским (на него так же много ссылался наш преподаватель). Но, часто по тексту упоминается вспыльчивый и неуравновешенный характер Милюкова, уже в кругу учёных он позволял себе отчаянные споры и колкие словечки в адрес своих оппонентов. И если учёному-интеллигенту такое простительно, то политику – никогда. Раз речь зашла о политике, то стоит упомянуть, что Павел Николаевич – потомственный дворянин, и рассуждать он будет соответствующе, находясь на политической арене.

Уже в молодые годы, когда Милюков был всего лишь студентом и читал лекции, в царской полиции его считали за марксиста, а позже и вообще отчислили из университета за «чтение лекций публике, не способной мыслить критически». Полгода Павел Николаевич провёл в заключении в Крестах.

Кресты, однако, не поставили крест на карьере Милюкова, и он даже становится депутатом в царской Думе. Очень интересен его взгляд на революцию 1905ого года – он против беспорядков, считает наиболее верным продолжить всё по-старому, проводя изменения постепенно, не избавляясь при этом от монархии.
Интересна и судьба партии в Думе и попытки получить там первенство, кооперируясь то с трудовиками, то с октябристами. Зыбко выглядят реформы, которые предлагались кадетами в отношении крестьян – решение земельного вопроса не совсем ясно, но они против существующего положения; образование они на первых парах инициировали созданием так называемых «народных университетов» – преподавательской самодеятельности на добровольных началах, однако коренной социальный строй КД-ты не считали нужным менять.

Когда произошла Февральская революция, Милюков принялся отчаянно искать место в новых создавшихся условиях. Революции он боялся, считал, что бунт «низов» и репрессии «верхов» в очередной раз приведут Россию к краху и смуте. В новом государстве с неопределённым строем Милюков получает должность министра Иностранных дел и сразу же принимается налаживать отношения с Антантой. И если с французской стороны всё сложилось более-менее гладко, то англичане заупорствовали. Англия настоятельно требовала от российского правительства продолжения участия в войне, в обмен на признание нового её руководства. Из книги я не очень поняла, какой ещё выигрыш, кроме «признания» ждал Россию от продолжения военных действий.

Главными своими противниками Милюков считал, конечно же, большевиков. По мнению авторов, Ленин был для российского населения меньшим из зол, точнее, на антибольшевистскую пропаганду, которую так подогревал министр иностранных дел, мало кто обратил внимание, так как никому не нравились имперские замашки Милюкова и его стремление угодить Антанте.

Временное правительство пыталось бороться с Советами, тем самым окончательно расстроив планы единства и попытки перетянуть одеяло на себя, а Милюков практически лишился своего авторитета. Его считали чересчур слабым для роли «военного диктатора». Милюков совершил громадную ошибку, поддержав Корнилова, который займёт эту должность, тем самым дискредитировав партию кадетов. Теперь кадеты – контрреволюционеры и монархисты, фактически наступил их конец.

Милюкову ничего не оставалось делать, как бежать в Европу, там он вёл не роскошную, но комфортную жизнь, не оставляя надежд на падение советской власти. Он пытался то примкнуть то к эсерам, то собрав обломки других партий и беспартийных, создать своё объединение. То он поддерживал СССР, то надеялся, что будут возможности «повести Россию по буржуазному пути» и что Сталин откажется от социализма. Его предстказания и ожидания не сбывались, а все попытки что-то предпринять, тщетно проваливались.
Справедливости ради, стоит сказать, что Милюков никогда не поддерживал ни нападение Японии на СССР (в то время как другие белоэмигранты уже готовились брать оружие и встать на сторону Японии), ни объявление войны Германией. Не запачкал он свою репутацию и участием в «деле Бейлиса», которое было сфабриковано крайне правыми. Обращение "к русскому народу" с призывами "не верить сеящим ложь" подписали многие известные люди (Гиппиус, Блок, Андреев, Горький), а Милюков одним из первых.

В конце Автор даёт оценку историческому труду Милюкова о Гражданской войне и революции. Это больше похоже на воспоминания, чем на исследование, так как Павел Николаевич данными и цифрами не располагал.

Что могу сказать? Мнение своего школьного преподавателя я не разделяю. Кадеты предпочитали мягкие реформы и «реальные возможности», а не «большевистскую утопию». Утопией они считали всеобщее образование, здравоохранение, передачу земли и соц. поддержку всему населению, а не только какой-то её части. Как показали дальнейшие события, доступность этих благ возможна для всех.

Книга добротная. Ответы на некоторые свои вопросы я нашла именно в ней. Кое-где я с авторами не согласна, но, в целом, ярого навязывания какой-то своей точки зрения замечено не было. К прочтению рекомендую.

Комментарии


Не запачкал он свою репутацию и участием в «деле Бейлиса», которое подписали многие известные люди (Гиппиус, Блок, Андреев, Горький)

А почему ты думаешь, что подписать письмо в защиту евреев значит запачкать репутацию? Или я неверно поняла?


Нет, это я невнятно изъясняюсь. Сейчас исправлю:) Хорошо, что ты заметила


Поняла) Спасибо за интересный рассказ о книге и об этом историческом персонаже


Персонаж действительно интересный) Тебе спасибо, что заметила ошибку, а то бы я слыла антисемитом в лайвлибовских кругах(((


Мнение своего школьного преподавателя я не разделяю.

Представляю, скольким детям он умудрился запудрить мозги...
Вспоминаю середину 90-х, чтобы окончить училище с дипломом, нужно было написать итоговую курсовую по истории. Тему выбирай сам.
Не сказать, чтоб я был тогда ярым коммунистом, ведь мне не было еще и 20 лет. Но смотрел на ужасы по сторонам, что-то почитывал и написал курсовую - биографию Ленина. Училка сказала, пять не поставит, заставила первым листом под ее диктовку написать что-то вроде "это лишь мое специфическое мнение, основанное на идеологизированной Советской литературе", с четверкой по истории и со знанием, что цензура существует везде я выполз из училища.

часто по тексту упоминается вспыльчивый и неуравновешенный характер Милюкова, уже в кругу учёных он позволял себе отчаянные споры и колкие словечки в адрес своих оппонентов

Троллил не по детски.
Я к сожалению плохо знаю его биографию, просто интересно пишут ли авторы его биографии - был ли он масоном?


Представляю, скольким детям он умудрился запудрить мозги...

Я бы не сказала. Он многим привил интерес к истории, а ещё мы поняли, насколько нестандартно можно вести урок. (он спрашивал не только по теме, но мог спросить что-нибудь из Екатерининских времён, когда мы уже проходили Брежнева, никогда не диктовал по учебнику, давал много материала, который обычный преподаватель вообще не успевает рассказывать или не хочет). Ещё у нас поощрялись дебаты, то есть с преподавателем можно было спорить и не получить за это два балла. Есть желание возразить - вэлкам.
Не смотря на то, что теперь я не со всем согласна с его точкой зрения, благодарю судьбу, что мне попался такой учитель. До сих пор хочется найти в кладовке старые тетради с его лекций и перечитать.
Да, я из школы вышла примерно с взглядом на историю, как сейчас модно. Но своим интересом к предмету обязана именно школе.

интересно пишут ли авторы его биографии - был ли он масоном?

Нет, про это ничего от слова "вообще". Я по теме масонства, признаться, полный ноль, даже не слышала, что Милюков - масон


Повезло вам с учителем. Это здорово. Мне пришлось до всего доходить самому словно через тернии к звездам.

Я по теме масонства, признаться, полный ноль, даже не слышала, что Милюков - масон

Да я сам полный ноль по этой теме, просто то и дело встречаются в книгах небольшие упоминания, что некоторые члены ВП были масонами и состояли в ложе "Великий Восток народов России".
Я не обращал бы внимание на это как на заговор. Если говорить современным языком может в данных "клубах" было удобнее договариваться о своих "бизнес - проектах"?
Говорят, вот эта книга взорвала интеллектуальное пространство СССР и автор рассказывал о влиянии масонов на внутреннюю и внешнюю политику в царской России Николай Яковлев - 1 августа 1914
Но я так и не прочитал ее...
Может сейчас и взяться?


Мне пришлось до всего доходить самому словно через тернии к звездам.

Я считаю, что всё нужно учить самому. Задача школы - показать тебе, что есть и что существует. А дальше - сам. Я иностранные языки 5 штук тоже выучила сама, без курсов и нянек. Когда учишь самостоятельно и не из-под палки, то всё идёт легче. Как только это осознаёшь, жизнь становится краше!

Книгой Вы меня заинтриговали. Думаю, пора и в правду перестать быть нулём в теме и начать понимать, о чём говорят, когда говорят о масонах. По мне так это сродни секте, где новичков разводят как лохов и только самые-самые действительно что-то знают.


А после Николай Яковлев - 1 августа 1914 говорят, что нужно читать опровержение в виде этой книги А. Я. Аврех - Масоны и революция
А дальше еще несколько тысяч книг (с иронией)...


А после выяснится, что всё, что мы читали до этого - то фигня, и во всём виноваты масоны xD А ларчик просто открывался.


Мне ещё хотелось поделиться одной мыслью. Главное - это интерес к истории своей страны. Это лучше, чем безразличие и шаблонное представление о ней. Чем больше читаешь качественного материала, тем сложнее манипулировать твоим мнением. Так что не будем винить наших учителей, которые хотя бы умеют заинтересовать, пусть у них и другая точка зрения.


Может вы и правы, но в мою молодость ("святые" 90-е) учителя думали, как бы получить маленькую зарплату или заработать на стороне, дабы накормить свою семью, правда в этом их вины не было, время было такое...
Мне помогли книги и исторические журналы.


на его партию делал ставку наш школьный учитель истории

Прочитав такое вступление, начала с предубеждением: не успели кануть в лету комсомол и пионерия, якобы с деполитизацией, тут же началось переобувание, и ярое внедрение антисоветчины и русофобии.
Дочитав до конца поняла, что, несмотря на применяемые методики, Ваш учитель научил Вас думать и отсортировывать информацию, но скольких учеников он увлёк за собой.
Спасибо, у Вас очень интересная и толковая рецензия


Прочитав такое вступление, начала с предубеждением: не успели кануть в лету комсомол и пионерия, якобы с деполитизацией, тут же началось переобувание, и ярое внедрение антисоветчины и русофобии.

Да, Вы правы. Мы в школе проходили уже и Солженицына, и Шмелёва и прочих эмигрантов-литераторов. У школы есть авторитет, поэтому я долго не могла избавиться от мысли, что раз мы их проходили, значит - это достойные люди с их достойным трудом. Оказалось, не всё так просто и однозначно.

Ваш учитель научил Вас думать и отсортировывать информацию, но скольких учеников он увлёк за собой.

Если и увлёк, то во что-то хорошее. Думаю, каждого он вдохновил на что-нибудь, кого на участие в "Умниках и умницах", кого просто на более углублённое изучение гуманитарных наук.

Антисоветские настроения сейчас везде, взамен пришла западная культура, своего почти ничего не осталось. Всё делаем под копирку.


у Вас очень интересная и толковая рецензия

Спасибо большое за тёплые слова!