Больше рецензий

15 октября 2021 г. 01:11

1K

2 Спойлер Королевская битва - бессмысленная и беспощадная

Всё началось с нашумевшего корейского сериала "Игра в кальмара": на моё предложение о совместном просмотре муж ответил вежливым отказом, сославшись на то, что все произведения об играх на выживание неизменно напоминают ему о "Королевской битве", которая в формате манги произвела на него сильное впечатление в подростковом возрасте. Никакие популярные серии вроде Голодных игр Сьюзен Коллинз я не читала и не смотрела, данный жанр для меня непривычный - и поскольку корейский сериал мне зашёл, я решилась и на "Королевскую битву".

Сперва книга вызывала у меня крайнее возмущение и ужас. И хотя сравнивать "Королевскую битву" (далее - КБ) с "Игрой в кальмара" (далее - Кальмар) некорректно, поскольку это совершенно разные произведения, однако именно на таком фоне наиболее явно проступают те моменты, которые вызвали во мне наибольшее неприятие.

1. Состав участников. В КБ участники - это дети, точнее подростки 15 лет. Причем, это не абстрактная группа людей, а одноклассники - достаточно тесный коллектив, в котором они друг друга знают уже несколько лет, вместе растут, дружат и приятельствуют, испытывают первые чувства. В Кальмаре участвовали взрослые люди со всей страны, и найти там своего знакомого было большой редкостью.

2. Фактор согласия. В Кальмаре люди принимают участие добровольно. Да, подавляющее большинство - это люди в тяжелой, безвыходной финансовой ситуации, однако в игру они приходят по собственному решению - они сами звонят по номеру на визитке, они сами приходят в назначенное время в установленное место, они подписывают письменное согласие и даже после начала игр у них по-прежнему сохраняется хоть какая-то опция выйти из игры. В КБ мало того, что участники несовершеннолетние, так еще их согласия никто не спрашивает - ни у них, ни у их законных представителей. Детей в буквальном смысле похищают и принудительно отправляют участвовать в Программе, а родителей просто ставят перед фактом, несогласных постигает страшная участь. Я понимаю, что в романе утрируется тоталитарное общество, однако это момент вызывал у меня наибольшее отторжение.

3. Цель игры. В Кальмаре конечная цель - это деньги. Люди за тем и приходят в игру, чтобы решить свои финансовые проблемы и обеспечить себе безбедную жизнь. В КБ нет никакого хоть сколько-нибудь рационального обоснования Программы. Аналогия призыва в армию? Полный бред. Смысл такой военной подготовки, если только один выберется из игры живым и с серьезным ПТСР ? Напоминает социальный эксперимент, но правительство вроде бы никак не обрабатывает паттерны поведения и стратегии участников. И в итоге получается, что данная Программа является очень специфическим развлечением достаточно узкого круга высокопоставленных людей, что впрочем объединяет КБ с Игрой в кальмара.

4. Организатор игры. В КБ проведение игр санкционировано государством, любое неподчинение жестоко карается или грозит уголовным преследованием. В Кальмаре же игры организованы или, по крайней мере, спонсированы заскучавшими богатыми бизнесменами. Аналогичным образом, ставки на игроков делают и чиновники в КБ.

5. Гос. режим. Пожалуй, единственный момент, который в Кальмаре пугает меня больше - это то, что действие КБ происходит в вымышленном тоталитарном государстве (по разным отсылкам, конечно, понятно, что это аллюзия на Японию), а Игра в кальмара происходит как будто бы в современной Корее. Сводки об актуальной социально-экономической ситуации в стране придают сериалу реалистичности, и становится жутковато.

Напрашивается также сравнение с ещё одной книгой, где в силу определенных обстоятельств дети попадают на необитаемый остров и вынуждены вступить в борьбу за выживание - и это, разумеется, культовый роман-антиутопия Уильяма Голдинга Повелитель мух . Обе книги в своё время вызвали бурную дискуссию в обществе и в некоторых странах до сих пор находятся под запретом. Однако насколько искусно написан "Повелитель мух", настолько искусственно написана "Королевская битва": если в романе У. Голдинга дети попадают на остров в результате авиакатастрофы, описываемое грехопадение и моральная деградация происходит постепенно и как бы естественным образом как следствие изолированности от общества, то в книге К.Таками борьба за выживание происходит в абсолютно искусственных, нереалистичных условиях начиная с правил и условий проведения игры и заканчивая тем, что и само общество уже давно потеряло какие-либо моральные ориентиры и погрузилось в пучину беспредела и вседозволенности бюрократии.

И всё-таки преодолев завязку романа, где по большей части и описываются все эти абсолютно искусственные и аморальные условия проведения игры и её правила, сюжет постепенно меня увлек. Но здесь опять - изначально было понятно, кто выживет, и если в начале такой расклад меня просто не устраивал, то под конец и вовсе разочаровал, поскольку никак не связан с какими-то способностями или стратегией главного героя, просто удачное стечение обстоятельств. Более того, некоторые персонажи даже отталкивали своей нереальностью - тот же Кадзуо, который успешен буквально во всём, бесчувственен как машина и практически неубиваем, или Синдзи, знания и способности которого для 15 лет тоже выглядят слишком круто, в классе как-то чересчур много сильных спортсменов, ну и конечно персонаж Сёго оставил у меня много вопросов - о каком равенстве участников идёт речь, если данная Программа по идее является засекреченной, а один из участников проходит её повторно... ну и конечно какое изощренное издевательство заставить человека (несовершеннолетнего! с неокрепшей психикой! и потерявшего последнего родителя в результате этой игры!) пройти этот ад дважды. Кто мне действительно понравился, так это Мицуко Сома - пожалуй, это самый глубокий персонаж в романе, особенно на фоне достаточно посредственных главных героев. И меня просто шокировало, как инструктор нарушает правила Программы и выводит двух персонажей из игры еще до её начала - верх беспредела. Редкой удачной идеей в книге, на мой взгляд, является рандомный выбор оружия - это добавляет в книгу определенный азарт, но также доводит до абсурда заявление инструкторов о равенстве участников. Добавить в арсенал обычную вилку против огнестрела было верхом цинизма.

В целом, книга произвела на меня достаточно неприятное впечатление. Я не посоветую её кому-либо из своих знакомых и уж тем более своим детям, для меня такой сюжет находится на грани запретного. Книга беспричинно жестока и аморальна, для себя я не нашла здесь никакой литературной ценности. Единственное, за что я ставлю две звезды - это за то, что именно "Королевская битва", а не Робинзон Крузо Даниэля Дефо или любая аналогичная книга, заставила меня всерьёз задуматься о своих собственных навыках выживания (и в первую очередь оказание первой помощи и поведение в экстренных ситуациях).

Комментарии


Услышала про эту книгу, когда посмотрела этот сериал. Спасибо большое за рецензию, которая, несомненно, заставила задуматься! Хотела познакомиться с этой книгой, теперь точно расхотелось))

Я бы не хотела брать на себя такую ответственность и отговаривать Вас от чтения книги :) Однако если моя точка зрения Вам близка, возможно Вам действительно не понравится.


Просто прочитав Вашу рецензию и Ваш взгляд на эту книгу, я поняла, что такие же эмоции будут и у меня. Для этого и нужны рецензии, когда есть сомнения по поводу книг. И Вы подтвердили их. За что и спасибо!

В сериале, к примеру, можно найти ту ценность, которой нет, как Вы отметили, в этой книге. Не зря у сериала так много интепретаций событий и задумки, которые так или иначе связаны с деньгами, а это для многих серьезная проблема. И несмотря на некоторую "попкорновость" сериала, все же можно посидеть и подискутировать на его тему. А читать цинизм ради цинизма, жестокость ради жестокости, аморальность ради аморальности не считаю нужным, это и пустая трата времени, и вообще бессмысленность.


Мне понравилась ваша аналитика, но мне кажется, что довольно странно сравнивать столь разные истории. Но, возможно, это из-за слов вашего мужа. Всё же, в Королевской битве действия происходят в выдуманном мире и нацелены, показать ужасы тоталитаризма, какие люди бывают жестокие и наоборот. Это просто антиутопия...фантазия, подобная постапокалипсису. А игра в Кальмара, как мне показалось, раскрывает тему жадности и азарта... тему, тёмной стороны личности каждого человека и повествуется, якобы, в реальном мире. Несмотря на схожый элемент - игра на выживание, истории нацелены показать разное. В Королевской битве, главный злодей - государство, а в Игре в Кальмара - каждый игрок, точнее его мотивация. Но, возможно, и я не права. Это лишь мое мнение, основанное на просмотре фильма и сериала.

Они бесспорно совершенно разные, о чём я оговорилась в самом начале — и всё-таки при том количестве схожих элементов, такое сравнение просто напрашивалось. За это время, кстати, я посмотрела первые два фильма «Голодных игр» (оригинал не читала) - и готова продолжать аналитику)))



В Королевской битве, главный злодей - государство, а в Игре в Кальмара - каждый игрок, точнее его мотивация

Не совсем соглашусь. Вот в Голодных играх хорошо выведена эта линия: зачем вообще нужны эти жестокие игры - чтобы держать население в страхе и по сути отвлечь, чтобы больше не было попыток гос. переворота. В КБ вообще нет обоснования, которое хоть сколько-нибудь подчинялось хоть какой-нибудь логике. Кроме одного — что за экранами сидит богатая элита и делает на малолеток ставки. И то, этот момент тоже как бы мимоходом был озвучен. А это сразу же сближает КБ с Кальмаром. Ибо там основная суть тоже даже не столько в том, что люди готовы друг друга переубивать, лишь бы разбить эту пресловутую копилку под потолком (ничего нового тут нет), сколько в том, чтобы показать, что такую «музыку» кто-то заказывает, и эти несчастные игроки — обычные марионетки, утоляющие их жажду кровавых зрелищ. В этом плане здесь ещё уместно сравнение с неожиданно любимым мною фильмом «Охота на Пиранью». Но опять же, это мой взгляд — и такая полемика, наверное, отчасти прибавляет этим произведениям популярности