Больше рецензий

14 октября 2021 г. 13:00

1K

5 Dans le noir je vois rouge

Dans le noir
Je vois rouge
J'effacerai l'outrage
Aux couleurs de ma rage.

Классика конечно. В чём-то даже "махровая". В акцентах, в описаниях, в поведении героев. Но я наверное так хотела её прочитать, настолько была заведомо заинтересована после мюзикла (да, ничего нового), что роман своей классичностью совсем меня не сбил.

Слог Стендаля не из самых простых, но разве можно русского человека напугать после Толстого? Хотя было тяжеловато читать в двух моментах: затяжных играх Жюльена и Матильды, кто кого самолюбивее и более горд. Скачки в настроении на двух половинах одной страницы и так довольно долго. Это всё конечно можно было подсократить. И, во-вторых, момент какого-то неясного заговора, где Жюльен присутствовал в качестве письмоводителя. Зависала каждые два предложения.
Но на этом всё, в остальном это читается с интересом и желанием поспорить и вправить мозги. Но это уже в силу другого мышления, века скоростей и прочего. Здесь по-классически всё неспешно, но случаются и внезапности. Порой вполне приятные, но временами совершенно спонтанные, показавшиеся нелогичными.

Я не знаю, почему этот роман так невзлюбили, ибо всё равно гордыня и карьеризм Жюльена потом сошли на нет и во главу пришла любовь. Да, было уже поздно, он наделал много неприятных и даже откровенно низких вещей ради своей цели, но всё же. Он не благоденствовал на лаврах, не успел вкусить полноты состоятельности и богатства, к которым шёл так долго. И даже наказан был вовсе не за них. И ведь в конце он раскаялся, искал утешения в благе дорогого ему человека. Пусть и не сделал главного, на что все рассчитывали. Но правосудие должно было торжествовать, ибо ещё ни один преступник с такой готовностью не принимал свою долю. Это возвращает к мысли как же по-разному роман воспринимается поколениями читателей.
Да, конечно Сорель не подарок. Его гордость, себялюбие, жажда сравняться с высшим светом с одной стороны естественны, как у нелюбимого сына, человека из низов, а с другой стороны приводит в бешенство конечно. Слишком уж у него чувствительная гордость, он каждый взгляд готов трактовать как призрительный, а любое столкновение с аристократией как насмешку. Поскольку на этом строится и роман, и характер, тяжеловато конечно.

Но если я думала, что Луиза де Реналь странная, то меня ждала ещё более своеобразная Матильда де Ла Моль.
Мадам де Реналь имела хотя бы мощный балласт в виде любви к детям, которые внушали ей угрызения совести как плохой матери, которая своей страстью может их погубить. Хотя это всё базируется больше на набожности Луизы, чем на реальной угрозе. Но кто знает, каковы были бы последствия, если бы мсье де Реналь воочию наблюдал то, что до него доходило только как слухи. Эта часть романа мне показалась довольно скомкано написаной, я даже не поверила поначалу, учитывая отношение Жюльена к отношениям с матерью своих воспитанников.
Но время покажет, кого на самом деле он любил и был ли способен любить, видя перед собой только одну цель.
Время привело нас к Матильде де Ла Моль. Той самой, чей далёкий предок обожал небезызвестную королеву Марго. Надо сказать, что я вообще очень хорошо подготовилась, прочитав и Королеву Марго , и Манон Леско , которые, кажется, помогли считать важные детали.
И если Матильда льстила себя надеждой, что похожа на Марго, то нет. По крайней мере на героиню Дюма точно не похожа. Даже у королевы Навварской меньше эгоизма и гордости, чем у Матильды. По мне, она действительно дурно обходилась с Жюльеном, так что за его жажду прославиться в тот момент я его почти не осуждаю. Избалованная, эгоистичная и взбалмошная девица, на которую собственный отец не может найти управу. И то, как она осознала свою любовь и к чему это привело - полностью заслужено ею. Правда, Жюльен наверное меньше всего ожидал, что Матильда окажется не таким глупым и наивным созданием, как хотелось бы. Порой в ней больше продуманности, чем в нём. Но это достойная битва двух довольно противных характеров. Я бы даже сказала, что это книга наглядных примеров гордости, честолюбия, тщеславия. Если хотелось понять, как ведут себя люди подобных черт характера - всё в этой книге. Может быть не так, как это описал Стендаль, с поправкой на время, но общий концепт ясен.

Но помимо того, что это роман о карьере, даже о любви, он ещё и о дружбе. Да, и Фуке, и аббат Пирар играли не такую значимую роль в истории, как все остальные, но, по-моему, Жюльену очень с ними повезло. Они прошли путь с главным героем от возвышения до падения и всегда помогали. На них он мог опереться более уверенно, чем на семью, которая таковой называется только по факту наличия кровных уз.

Я не могу сказать, что готова запоем перечитывать. Но что-то в идее, слоге, героях и их отношениях не даёт оценить роман иначе, как на абсолютную пятёрку, даже со всеми его издержками и сложностями. Прекрасный повод пересмотреть мюзикл и посмотреть советскую экранизацию.

спойлер
Название и эпиграф из одноимённого мюзикла". Комозиция "Dans le noir je vois rouge"
свернуть

"Книжная полка" (81 тур) помогла мне одолеть этот кирпич, пока он не стал "долгостроем".