Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

13 октября 2021 г. 16:51

3K

4.5 Наследственность или индивидуальность?

Меня давно уже не удивить жестокостью персонажей, их высочайшем уровнем манипулирования, изощренностью издевательств, на которые они способны, - хотя не сказала бы, что уж так много читала и смотрела что-либо из этого жанра (просто ему, наверное, отдано мое предпочтение)... Как и живыми людьми не удивить... Что-то вызывает отвращение, что-то омерзение и тошноту - когда переходит на сторону физических пыток, а по поводу многих хитросплетений психологического порядка так и хочется частенько сказать "такой интеллектуальный талант да в иные намерения бы..." Пожалуй, более менее близкое к этому вот удивлению чувство вызывают ситуации, в которых не ожидаешь проявления безжалостности и зверств от определенного героя - например, ребенка: не совсем еще пока привычно, что дети как и взрослые способны на тотальное бесчувствие, не ограничивающееся серьезным буллингом (деточки как раз та самая аудитория подобных измывательств), а переходящее уже в формат способности пытать (я все еще изумляюсь отрыванию лапок у насекомых ими) и убивать.

Не могу, правда, сказать, что именно линия с психопатичным ребенком в истории "Ты знала" играет существенную роль, возводя книгу в ранг хороших. Скорее, достоинство заключается в затрагивании автором одновременно двух плоскостей: больная женская доля, где, как сказали бы бабки "пороблено" на бабушку, мать, дочь и ее дочь, и конкретная проблема с дочерью у главной героини. С одной стороны происходящее, вроде как, объясняется наследственностью (хотя диагнозы разные и нужно уточнять, если ли между ними взаимосвязь - просто "от осинки не родятся апельсинки" здесь не работает), с другой же, задумываясь, поскольку в какой-то момент начинает казаться, что жуть здесь олицетворяется лишь младшей Вайолет, осознаешь, что не существует той четкой линии в этом женском безумии, чтобы разделить на просто несчастных и точно виновных - и та, и другая подозреваются в обеих характеристиках.

Главная героиня Блайт со всех сторон окружена "вот такой в жизни *опой": собственная бабушка (со своей жуткой историей от своей мамы) запирала ее мать в погребе, оставляла дочь в ванной в слезах и фекалиях, выбивала зуб пощечиной, не любила своего ребенка, который затем вынужден был хранить свои вещи под раковиной рядом с чистящими средствами, был оставлен и брошен, был, естественно, тоже не любим. Конечно, Блайт искала семью в других людях: в соседях, для которых стала пятым ребенком, а затем в родителях мужа, искала любовь, которая померещилась в этом муже - "мне несказанно с ним повезло; мое предназначение - стать матерью". Искала, но не находила: первый рожденный ребенок оказался той самой Вайолет, которую мать боится, считая ту способной на самые жестокие зверства и манипуляции, вплоть до убийства; муж не только ожидал от несчастной роженицы живости, энергичности и внимательности (сам бы и рожал, пфф, не можешь - терпи), но и слышать не хотел, имея даже доказательства, о подозрениях по поводу ребенка, а в итоге как трус пошел самым легким путем, впрыгнув в новую милую семью; второй ребенок - вроде бы, дал ту любовь, стал для Блайт не отдельной личностью, а ее куском, с которым, как ей казалось, она сливается воедино (бедные дети с такими мамашами), только ненадолго...

Несчастные женщины - всех (известных по книге) поколений семьи Блайт - каждая без любви, каждая взамен с психическими проблемами... Одну всеми силами пытается вернуть дочь, чтобы просто прикоснуться, другой дочь говорит "хочу, чтобы ты ушла... вообще, от нас с папой" (кстати, Вайолет очень похожа поведением и характером на девочку из первой части нового сезона АИУ). Кто страшнее из "девочек Гилмор" - неизвестно, вопрос. Вопрос, заставляющий проникнуться тяжестью существования каждой, не переоценивая и не недооценивая кого-то конкретного.

картинка Sandriya